Почему было упразднено Мегрельское княжество: история упрямой царицы Дадиани

Историк Вано Сулори рассказывает про крестьянский мятеж в Самегрело в середине XIX века
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Крымская война (1854-1856 гг.), которая завершилась поражением России и победой Османской империи, нанесла Грузии большой урон. Помимо того, что военные действия проходили и в нашей стране, задача прокормить российские регулярные войска и грузинских добровольцев грузом легла на плечи грузинских крестьян, что и без того бедное население Самегрело привело к еще большему обнищанию. Крестьяне не могли также платить оброк, и возросшие из-за проигранной войны налоги сильно усугубили их бедственное положение. Они были вынуждены уйти в леса и втайне обрабатывать землю, выращивать урожай. Зачастую прямо там и селились.

Наказанная преданность: история Баака Херхеулидзе

Тому, что положение бедного населения стало еще тяжелее, способствовал и шаг, предпринятый царицей Самегрело Екатериной Дадиани: крестьян заставляли работать без зарплаты, им не давали ни жилища, ни орудий труда, не давали еды, лишний раз не позволяли пользоваться царскими мельницами.

В конце июля 1856 года, перед поездкой в Петербург на коронование императора Александра Второго, Екатерина Дадиани приказала отобрать у ушедших в леса крестьян самовольно присвоенные земли и согнать их с мест. Именно это стало поводом к началу широкомасштабного мятежа.

Вооруженные выступления вскоре охватили все Самегрело. Волнения начались с села Салхино, где притесняемые крестьяне прекратили работы на строительстве дворца Дадиани. Движение сопротивления возглавил тайный совещательный орган "Схуну" (на мегрельском – советник). К концу года в Салхино собралось более тысячи крестьян из семи соседних сел. У стены Цачхутской церкви они принесли присягу и во главе с Уту Тодуа направились к Киции (ныне – Мартвильский район).

Грузинская принцесса на троне Киевской Руси - малоизвестный факт

Вскоре к восставшим присоединились еще две тысячи дворов из 16 сел, и мятежная рать составила 4 тысячи человек. Это был первый лагерь восстания. Вторым очагом мятежа стало село Джвари, где восставших возглавил кузнец Уту Микава. Третий очаг появился в уездах Сачилао и Суджуни (командир Коча Тодуа), а четвертый – в Зугдидском уезде (командир – крестьянин Кезуа). Весной 1857 года все очаги мятежников объединились и общим руководителем избрали Уту Микава, заместителем – Уту Тодуа.

В конце апреля возвратившаяся из Петербурга Екатерина Дадиани попыталась уладить дело путем переговоров с мятежниками, однако – тщетно. 12 мая восставшие заняли княжескую резиденцию в Зугдиди.

Екатерина снова попыталась успокоить мятежников, но переговоры переросли в физическое столкновение, и царица была вынуждена попросить помощи у российской власти. Вскоре губернатор Кутаиси Николай Кулебякин вошел в Самегрело вместе с военными и встретился с мятежниками, чтобы выяснить причины их недовольства. Уту Микава красноречиво описал губернатору нечеловеческое положение крестьян и попросили у Кулебякина справедливости: "Мы возненавидели родину… Пропади она пропадом, когда даже укрыться негде, когда на тебя охотятся, преследуют, словно дичь… Мы не разбойники и не мятежники, требуем справедливости, ничего больше. Сделай добро генерал – пожалуй нам справедливость…"

Как сарацин стал грузинским монахом - чудеса Шио-Мгвимской обители

Кулебякин пообещал восставшим удовлетворить их требования и попросил отказаться от вооруженных выступлений. Крестьяне разошлись… Однако так и не получили обещанного.

Обманутые и недовольные сельчане не сдавались. В июне 1857 года Джвар-Липартианский округ снова стал центром мятежа. Волнения усилились в Сачилао, Хоби, Суджуну, Теклати и других районах. Кровопролитные столкновения с правительственными войсками произошли у Квалони, Джвари, Теклати, Нахуну, Зуми…

Накануне зимы восставшие прекратили оказывать сопротивление. Командиры поняли, что продолжать борьбу уже не имело смысла, и распустили воинское объединение.

Власти взяли в плен главарей мятежа – Уту Микава, Коча Тодуа, Левана Кварацхелия и других (всего 41 человек) и на разные сроки переселили в далекую Россию.

Но и для местной дворянской знати времена настали не самые хорошие. Власти закавказского наместника воспользовались случаем и упразднили мегрельское княжество, отозвали Дадиани в Петербург, лишили привилегий мегрельских князей, разделили регион на уезды и подчинили Кутаисской губернии.