Грузия и тенденции современной архитектуры

Sputnik Грузия рассказывает о смешении старого и современного в облике Тбилиси
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Если архитектура – это музыка, застывшая в камне, как говорил Иоганн Вольфганг Гете, то тогда каждый дом – это отдельное произведение искусства. Один воплощает собой шопеновскую "Прелюдию", второй - вагнеровского "Летучего голландца", третий - "Лунную сонату" Бетховена. И так до бесконечности, все зависит от восприимчивости и умения расслышать мелодию каждого здания.

Какая мелодия заключена в современных строениях, каковы тенденции современной архитектуры и как она сочетается с исторической частью города - в материале Sputnik Грузия.

Архитектура – черты времени

Любой из архитектурных стилей формируется под влиянием характерных черт времени и места. Его развитие зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Иными словами, эпоха диктует и стиль, и форму, и содержание. Такова закономерность.

Советский шик и модернизм: самые необычные здания в Грузии

Каждый из исторических срезов оставляет на облике города свой отпечаток. За последние десятилетия многие из старых домов отреставрировали, другие реконструировали. Кстати, по мнению многих архитекторов, у нас зачастую путают эти понятия. Нельзя называть реставрацией возведение нового по подобию старого. Реставрация предполагает детальное восстановление старого.

Большинство строений, датированных прошлым и позапрошлыми веками, требовали ремонтных работ уже долгие годы. Помимо всего прочего, к нам вроде бы пришло понимание ценности нашей истории. За прошедшие годы появилось немало гражданских активистов, неправительственных организаций, занимающихся защитой памятников истории. И это, без сомнения, хорошо, потому что свидетельствует о росте гражданского сознания.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Но параллельно с этим бытует и другая, нехорошая тенденция. Если архитектура относится к советскому периоду, то думать о ее сохранении не принято. Проще поломать, уничтожить, стереть. У нас много таких примеров, притом в самом центре города. Мы почему-то предпочитаем старый мир до основания разрушать.

Самые яркие примеры - это универмаг Тбилиси, который был на месте нового отличного торгового центра "Галерея Тбилиси", или же здание так называемого "Цекавшири", на месте которого строится сегодня масштабный проект "Панорама Тбилиси".

Грузия и тенденции современной архитектуры

Можно побродить по городу, чуть дистанцируясь от центра, и заметить кучу заброшенных зданий того периода. Есть и прекрасные примеры очень грамотной и удачной трансформации старых зданий в новые пространства. К слову, бывшая трикотажная фабрика, которая превратилась в креативный кластер "Фабрика", или же здание бывшего издательства "Самшобло", переделанное под отель "Холидей Инн".

Но таких примеров гораздо меньше. Наше в целом негативное отношение к историческому прошлому автоматически распространяется на все, косвенно или прямо с ним связанное. Это чем-то напоминает поведение супругов, которые, разведясь, пытаются избавиться буквально от всего, напоминающего им о болезненном прошлом.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Хотя, следуя данному принципу, 70 процентов наших исторических памятников должно быть подвергнуто демонтажу и уничтожению. И крепостные стены, и мечети, которые, по сути, являются живыми свидетелями захватнических войн. Но никому ведь в голову не придет расправиться с этими многовековыми городскими достопримечательностями. Вполне возможно, что еще не прошло достаточно времени и мы еще просто не задумывались об этом глубоко. Для истории каких-нибудь 40-50 лет как один день, посему особое понимание и переосмысление прошлого у нас еще впереди.

Правила застройки и архитектурная эклектика

- В дореволюционные времена в городе действовали свои правила застройки города, - рассказывает архитектор одной из строительных компаний Давид Харазов. - Одним из главных требований градостроения считалось строительство в едином архитектурном стиле. Делалось это для создания своего, узнаваемого городского облика. Вторым важным правилом была ритмика создаваемых творений. Здания могли соперничать друг с другом в эстетическом оформлении, но никак не в высоте, которая не должна была превышать культовые сооружения. Поэтому в старом городе такая зрительная гармония. Дома будто бы друг друга уравновешивают.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Также, по правилам тех лет, перед каждым домом должен был располагаться рекреационный участок. С декоративными фонтанами, скульптурами, деревьями, таким образом создавался микроклимат. Ярким примером соблюдения всех этих нюансов может служить собственный дом автора многих старинных тифлисских домов Корнелия Татищева. Дом расположен в районе Сололаки, на улице Ладо Асатиани. Крыши городских домов должны были быть выкрашены в красный цвет.

Это правило, кстати, действует и по сей день во многих странах мира. Облик города только выигрывает от этого требования. Для архитектуры нашего городского прошлого характерна эклектика. Ни один архитектурный стиль в городском облике старого Тбилиси не воплощался в чистом виде. Стили постоянно смешивались.

Грузия и тенденции современной архитектуры

- Происходило следующее, - продолжает Давид. - Архитектор мог начать проектировать здание в одном стиле, потом вдруг владелец приходил и говорил: "А вот я видел какой-то орнамент, деталь. И мне бы хотелось, чтобы и на фасаде моего дома были такие же". Нам, кавказским людям, свойственна конкуренция такого характера. Некоторые из специалистов соглашались с волей заказчика, другие твердо стояли на своем. Как, к слову, архитектор, разработавший проект гостиницы "Мажестик", ныне "Тбилиси Марриотт". Дошло до того, что владелец будущего отеля Михаил Арамянц судился с автором уникального проекта Габриэлем Тер-Микеловым. Заказчику так и не удалось убедить архитектора переделать гостиницу и удешевить проект. Говорят, архитектор выиграл судебное разбирательство. Но этот случай скорее исключительный. Обычно будущему собственнику удавалось "уломать" архитектора. Отсюда в облике старых домов столько деталей из разных архитектурных стилей. На фасаде одного и того же дома могут быть элементы барокко и рококо, неоклассицизма и модерна, неоготики и псевдо мавританской архитектуры.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Контекст или личность художника

Современная архитектура может быть, конечно, разной. Строения могут быть одиозных форм, могут быть блочными, стеклянными, деревянными и так далее. Кому-то может нравиться старина, другим, наоборот, стиль хайтека. Наш знаменитый Мост Мира очень долго обсуждали, критиковали и даже придумывали не совсем благозвучные названия.

- Мне нравится произведение Микеле де Лукки. Он прекрасен по своей архитектуре, по своей подвесной легкости, но ему нужен соответствующий контекст. Четкой формулы, нормы, как ты должен спроектировать в старой среде новое строение, не существует. Ты, конечно, согласовываешь с мэрией строительство. Они тебе скажут, какой высоты должно быть здание, укажут габариты красных линий. Но стилистически ты сам определяешь, как строение будет гармонировать с ландшафтом.

Грузия и тенденции современной архитектуры

- Нет строгих регуляций, есть идеологии, по которым живут некоторые архитекторы. Идеология первая называется контекстуализм. Это некая парадигма, в рамках которой считается, что развитие определяется взаимодействием ментальных, социальных, психологических и исторических факторов. Проще говоря, это более бережное отношение к уже имеющемуся содержанию. Более того, ты учитываешь и придаешь контексту огромное значение, иногда, в ущерб самому себе. Потому что максимально подлаживаешься под контекст и делаешь свое здание безликим. А есть авторы, которые, наоборот, не берут в расчет стартовый пакет и удовлетворяют собственные амбиции. Это характер архитектора, его взгляды, ментальность. Яркий пример тому - гигантские трубы Массимилиано Фуксаса.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Зачастую эти здания становятся символами определенной власти, считает архитектор.

- Правители строят из амбиции обозначить свое присутствие. Прошлая власть строила трубы, мосты, эта осуществляет проект "Панорама". Тут вопрос в другом: насколько это необходимо делать в данной локации. Если бы мы развивали спальные районы и строили там такие сооружения, это было бы просто замечательно.

Такой новаторской архитектуры в мире много. В свое время и Эйфелева башня считалась неуместной и вызвала много кривотолков. А сейчас это лицо и символ города. Ко всему привыкаешь, в конце концов. И это становится уже неотъемлемой частью города.

Современные тенденции и бедная экономика

В современной архитектуре есть очень много интересных направлений. Существует, например, такое понятие, как свободная архитектура, подразумевающая умные, энергосберегающие дома.

- Ты проектируешь здание любой формы. К слову, берешь и в структуру строгого здания вбиваешь какую-нибудь странную форму. Нарушаешь симметрию и подчеркиваешь, что и уродство заключает в себе красоту. Это же целая философия. В основном, в моде свободные сооружения. Однако, все архитектурные тенденции связаны с экономическим положением стран. По этой самой причине, мы ограничены в материалах, отстаем в технологиях. Многие строительные материалы, поступающие к нам, не соответствуют санитарным нормам. Гипсокартонные блоки, металлопластмассовые окна, двери, ламинат. Весь мир строит из экологически чистых материалов. Во многих европейских странах шифер запрещен по причине содержания в нем вредного для человеческого здоровья материала асбеста. А мы его до сих пор используем. Но для того, чтобы и у нас применялись современные тенденции и технологии, нужна соответствующая экономика. А у нас слишком бедный рынок.

Грузия и тенденции современной архитектуры

Во всем мире строят модульные дома. Это сооружения, собранные в основном из металлических конструкций. В данном виде строительства делается акцент на скорость строительства, малые финансы и энергоэффективность. Их можно разбирать, переносить. Строятся они на свайных фундаментах, которые не губительны для природы. У нас этот вид строительства пока не особенно популярен. Нет идеологии, есть желание строить монументальное. Наш человек строит себе дом полжизни. Мы так привыкли. И это, кстати, тоже груз из советского прошлого. Нам нужно такое, чтобы на века. Мы, конечно же, придем ко всем мировым тенденциям. Может намного позже, но придем.