Мэрия Тбилиси ввела новые правила работы такси, чтобы привести эту сферу в порядок.
Проезд в такси подорожал в среднем на 40%, а в общественном транспорте в час пик можно с трудом протолкнуться.
Каладзе опроверг слухи о тысячах безработных таксистов в Тбилиси из-за реформы>>
Связаны ли эти два явления друг другом, можно только гадать. Мэрия говорит – "нет", а те, кому ежедневно приходится ездить на работу или на учебу через весь город, бьют тревогу.
"Пусть политики сами поездят на общественном транспорте, и потом поговорим, каково это", - комментариями такого типа пестрят ленты грузинских пользователей Facebook. А еще в Сети множество фотографий из переполненного метро.
С 1 октября таксовать в Тбилиси с "шашечкой" можно лишь на леворульных машинах и при том только белого цвета. По данным мэрии, около 30% лицензированных такси не смогли пройти техническое инспектирование и получить новую лицензию - "А" или "B" категории.
Без смекалки никуда
Были объективные причины подорожания такси в Тбилиси или нет – вопрос второстепенный для людей, которым стало еще сложнее передвигаться по городу. Не хватало вечной проблемы пробок, а теперь еще и цены взлетели.
"Я живу в спальном районе, в Диди Дигоми. Метро там нет, другой общественный транспорт тоже часто не подходит, а теперь еще и таксисты просят несуразные деньги", - пожаловалась Sputnik Грузия жительница столицы Манана Кацитадзе.
Но мир, как говорится, не без людей со смекалкой. Молодые ребята создали в соцсети страничку под названием "გამიყოლე" (в переводе с грузинского "подвези") для тех, у кого есть машина и доброе сердце и тех, кому очень нужна безвозмездная помощь. У странички уже более 2 тысяч подписчиков.
Некоторые пошли еще дальше – решили сломать саму систему. Например, один из таксистов, у которого машина темного цвета и с правым рулем, наклеил на лобовое стекло лист бумаги с надписью "KAXI" и продолжил спокойно работать. Так что для него запрет на использование опознавательных знаков такси – не преграда.
Шмакси как альтернатива такси
Настоящим шоком для городских властей оказалась выходка самой оригинальной в стране партии "Гирчи", хоть они и не признают всей серьезности ситуации и грозятся санкциями.
Лидеры партии, название которой в переводе с грузинского означает "шишка", подошли к вопросу основательно. На второй же день нововведений они зарегистрировали компанию "Шмакси", в уставе которой говорится, что это образовательная программа.
Полицейские, остановившие машину с трафаретом "Шмакси", оказались в растерянности. Один из лидеров "Гирчи" убедил их в том, что водители таких машин не таксуют, а читают лекции.
"Шмаксисты", по его словам, берут деньги не исходя из километража, а в зависимости от длительности лекции на разные темы – начиная от прав и свобод человека, заканчивая вопросами, связанными с армией.
В организации уже зарегистрировались более 180 таксистов. Это, как минимум, 1,2 тысячи долларов дохода. Цена "шмаксования" для одного водителя - около 7 долларов в месяц, рассказали Sputnik Грузия в пресс-службе партии.
"Они будут оштрафованы и не смогут помешать нашей реформе, которая уже состоялась", - сказал начальник службы городского транспорта Мамука Мумладзе журналистам.
Но на каком основании будут выписывать штрафы - непонятно, ведь по сути действия водителей-лекторов не противоречат закону.
Молодежь в Сети воодушевилась
"Из такси я знаю "Шмакси" - написала Tina Elbe в Facebook.
Пользователь Facebook Хвича Сидамонидзе вспомнил старую шутку про водителей такси с двумя дипломами.
"Шмаксисты с двумя дипломами наконец-то получили желаемую работу, где они смогут использовать свои дипломы", - написал Сидамонидзе в комментариях к инструкции по пользованию "Шмакси".
"Добавьте быстрее аппликацию вызова, очень хочу воспользоваться сервисом "Шмакси", - написал Al Kapone.