В эксклюзивном интервью Sputnik Грузия основатель и председатель самой эпатажной оппозиционной партии Грузии "Гирчи" ("Шишка" - прим. ред.) Зураб Джапаридзе раскрыл секрет, как обойти закон так, чтобы его не нарушить.
Партия "Гирчи", которую все знают как противницу законов и любительницу неординарных выходок, почти на каждое нововведение в стране готовит свое "протестное шоу". Буквально в этом месяце благодаря ей в столице появилась альтернатива такси - "шмакси". Так "шишки" решили противостоять реформе такси, внедренной градоначальником Тбилиси. И таких ноу-хау за плечами совсем молодой партии более чем достаточно.
В 2015 году группа политиков покинула ряды "Единого национального движения" и на свет появилась новая партия "Гирчи". В октябре 2018 ее лидер Зураб Джапаридзе даже принял участие в президентских выборах и набрал 2,26%, заняв пятое место. В то время, как некоторые тратят миллионы на пиар, "Шишки" обеспечили себе славу своими "выходками", не потратив при этом ни копейки, их в стране знают все.
- Откуда возникла идея назвать партию "Гирчи"?
- Все думают, что мы вложили в название какой-то глубокий смысл. На самом деле, это не так. Мы могли выбрать классическое длинное название, на пиар которого нужно много денег, чтобы дать людям понять, что ты не одна из десятков партий с похожими названиями, а ты что-то новое. А это очень тяжело, у нас денег вообще не было. Поэтому была альтернатива: выбрать короткое название, которое бы люди подхватили, в том числе посмеялись бы над нами, но зато все бы узнали, что появилась такая партия.
Когда сидели в нашем первом офисе и думали над названием, на столе валялась маленькая шишка. Гога Хачидзе, грузинский музыкант, который в течение многих лет был занят политикой, держал шишку в руке, играл с ней и предложил назвать партию "шишка". Тогда мы все посмеялись, но спустя где-то полтора месяца ничего лучше не придумали и решили взять это название.
Когда мы впервые публично заявили о "Гирчи" - получили такой эффект, как и хотели. Это оказалось очень правильным маркетинговым ходом. В результате все узнали о нас, так что мы ни один лари не потратили на пиар. Нас посчитали сумасшедшими, но узнали. Потом нам понадобилось время, чтобы всем доказать, что мы серьезные люди и это не игра, а серьезная партия.
- Как вам удается так мастерски обходить законы? Вы хорошо знаете право, или у вас сильная команда юристов?
- У меня нет юридического образования, и я не знаю законы. В нашей команде очень хорошие юристы и даже один из сильнейших в Грузии правоведов. Он один из тех редких юристов, кто на законы смотрит правильно. Когда мы хотим противостоять какому-то законодательному нововведению, то стараемся узнать его содержание и после этого думаем, как придумать что-то в противовес. Мы смотрим, как новое правило определено в законе. Здесь главное понимать логику, как работает существующая в стране бюрократия...
То, что мы делаем, возможно не только в Грузии, но и в любой другой стране, где есть место бюрократии. То есть многие трактуют закон просто по тому, что написано на бумаге, не сильно вдаваясь в смысл и его необходимость.
Наш пример: если на бумаге написано, что такси – это белый автомобиль, с желтым трафаретом, который обязательно должен быть леворульным, не может быть трехдверным, то все так и считают. Значит, наша задача - сделать сервис с праворульным, трехдверным и не белым транспортом без надписи "такси". Так мы и сделали свое "шмакси", но у него вообще другое назначение. Главное отличие в том, что ты платишь деньги не за проезд из пункта А в пункт Б, а получаешь знание. Соответственно, это "университет на колесах".
Везде можно найти такие лазейки и бороться с бюрократией и дурацкими законами. Я это называю "политическим айкидо", и мы отвечаем их же методами. В итоге власти путаются, не понимают, что делать, грозятся, но в конечном счете ничего не могут сделать. Не могут выписывать даже штраф. И это не первый случай.
У нас есть своя религиозная организация, в ней мы защищаем людей от армии. За пару лет мы спасли от обязательной военной службы почти 30 тысяч человек - тоже нашли лазейку в законе.
- Вы не раз становились правонарушителем. Как вам удается избежать наказания и оставаться на свободе?
- В прошлом году было три случая. Один, когда полицейские в гражданском на улице задерживали человека, и мы, члены "Гирчи", за него заступились. Тогда меня и двух друзей обвинили в том, что мы якобы ворвались в полицейский участок и обматерили полицейских. Друзей на десять дней посадили в тюрьму, а меня оштрафовали на две тысячи лари (675 долларов), которые я так и не заплатил, и с меня так никто их и не спросил. Чтобы избежать штрафа, я обнулил свои счета, и по закону ко мне должны были прийти домой, сделать опись вилок, ножей, забрать их и продать. Мне было интересно, сделают они это или нет, но никто так и не появился, и я в итоге "забил".
Второй случай - во время так называемых событий "Басиани", когда полицейские ворвались в ночной клуб и выставили на улицу 700-800 человек. Тогда меня с проспекта Руставели (во время акций – прим. ред.) без всякого повода просто забрали. Это произошло приблизительно спустя десять дней после первого задержания. И тогда меня обвинили в том же, мол, я якобы материл полицейских. То есть, если десять дней назад я был оштрафован за это, то за повтор правонарушения мне должны были дать более серьезное наказание. На самом деле, обвинение было настолько бессмысленным, что судья смог вменить мне лишь замечание. Иначе им пришлось бы наказать полицейского за лжесвидетельство, ведь именно так оно и было.
Третий случай был во время фестиваля легализации конопли в прошлом году. Тогда я раздал три джойнта (папироса с марихуаной – прим. ред.). За это меня задержали. Это дело еще не закрыто, это уголовное дело, и меня должны посадить в тюрьму. Потому что за это другого наказания не предусмотрено. Так как раздача "косяков" - это та же реализация. Но пока блюстители порядка не осмеливаются отправлять меня за решетку. То ли из-за того, что я узнаваемое лицо, то ли потому, что я политик. Так что, дело в ходу, но лежит где-то на полке.
- И все-таки вы не боитесь попасть в тюрьму?
- Нет, потому что по первому обвинению я подал жалобу в Страсбургский суд и собираюсь доказать, что был прав...
- "Гирчи" - довольно активная партия, как идет подготовка к предстоящим парламентским выборам 2020 года, и какие у вас ожидания?
- Говорить об ожиданиях пока рано, до выборов еще год, любые прогнозы будут спекуляцией не только для "Гирчи", но и для любой другой партии. Что касается подготовки, у нас есть уникальная для Грузии, и, в принципе, уникальная во всем мире партийная цифровая платформа, где онлайн любой желающий может стать членом партии, принять участие в мероприятиях "Гирчи" и даже сделать финансовое пожертвование. И, наконец, мы единственная партия в Грузии, у которой опубликован партийный рейтинг онлайн. Любой человек может посмотреть, кто какое место занимает в нашем партийном рейтинге. Могут посмотреть, что это за люди, кто у нас сторонники. Подобной системы нет ни у кого.
Наш главный вызов к выборам 2020 года – привлечь как можно больше сторонников. У нас будет собственная избирательная база, чего до этого не было. В день выборов мы сможем задействовать тот же механизм, который используют другие партии, и напомнить своим сторонникам не полениться и прийти на избирательные участки. Думаю, скажется на рейтинге партии "Гирчи" в этих выборах.
Такси-шмакси, или Смекалка тбилисцев против реформы мэрии >>>
- А какой рейтинг у "Гирчи" сейчас? И какую партию вы считаете самой рейтинговой в стране?
- На данный момент у нас достаточно сил, чтобы от нас в парламенте сидели четверо-пятеро человек. Но мы хотим намного больше. И в течение этого года мы намерены поднять этот рейтинг. Думаю, это в значительной мере будет зависеть от того, насколько будет активничать молодежь. Насколько они постараются изменить будущее этой страны.
Что касается рейтинга других партий, и так понятно, у кого какие шансы, чтобы попасть в парламент. К крупным игрокам прибавятся многие маленькие игроки. И мы видим, что создаются маленькие партии - вокруг как известных, так и малоизвестных людей. Все они будут стараться провести в парламент хотя бы одного человека. Исходя из того, что барьера не будет, я ожидаю, что парламент будет многопартийным, разнообразным. Ожидаю, что будет коалиционное правительство. Это вызов для Грузии, потому что подобного опыта у страны нет.
- Кого можете назвать главным конкурентом "Гирчи"?
- Честно говоря, никого. Для нас все партии одинаковые. По-моему, "Гирчи" - единственная партия в стране, у которой строго определены четко сформулированные, понятные и прозрачные принципы и ценности. И со дня создания мы стараемся следовать этим принципам и ценностям. Все партии опираются на социологические исследования, спрашивают у населения, чего они хотят.
Население дает им своеобразный заказ, что хотят пенсии, социальную помощь. И партии предлагают им легкие рецепты, дают обещания. Такова грузинская политика. Все партии являются популистскими в этом смысле.
Мы же не спрашиваем у населения, чего они хотят, так как знаем, что в нашей стране большинство все еще является "советскими людьми". У них советское образование, с пониманием того, что является "правильным". Во время Советского Союза все жили "со своей моралью", в том числе и поколение моих родителей. Я никого не оскорбляю, но такова реальность. И их политический заказ, в большинстве случаев, - восстановить Советскую Грузию. Потому что зачастую у них ностальгия по молодости, когда они еще были энергичными, они думают, что у них все было хорошо, хотят это вернуть. Но это невозможно. Этим мы и отличаемся от других партий: мы не популисты, говорим людям правду, в том числе горькую, и делаем то, что считаем правильным.
- Если "Гирчи" попадет в парламент, что вы постараетесь изменить в стране?
- Есть три самых принципиальных вопроса, которые нужно решить в Грузии.
Первый - самый короткий путь к быстрому обогащению, путем возвращения людям в частную собственность имущества, которое сегодня в собственности государства. Это то имущество, которое в начале XX века большевики отняли у частников. Все это надо вернуть людям.
Второй – решить вопрос с образованием. Министерство образования надо упразднить: система образования не только у нас, но и во всем мире, уже устарела. Потому что она была создана для решения вызовов XIX и XX веков. А вызовам XXI века она не отвечает. Она сфокусирована на запоминании, а запоминать никому сегодня не нужно. Есть Интернет, который выдаст любую интересующую информацию. Изменить эту систему стараются везде, в развитых странах, но у нас ситуация еще более сложная, в том числе из-за "советского наследства". Народ хочет жить "на всем готовом", от этого все проблемы в стране, в том числе социальные, экономические, от этого у нас безработица и т. д.
И третий, самый главный вопрос – это наша система правосудия. Если ее не исправить, то говорить обо всем остальном просто нет смысла. Важно провести в системе правосудия такие реформы, которые смогут дать стране настоящее правосудие, а не "механизм наказания", как сейчас.
- Вы собираетесь к выборам мобилизовать своих сторонников в регионах?
- У нас не будет офисов в регионах, у нас все в цифровом формате. К нам присоединяются в режиме онлайн, все происходит дистанционно. Конечно, у нас есть активисты в регионах, может, они сами решат открыть штабы, если сами найдут финансы. Например, в Батуми (регион Аджария) у нас очень активные сторонники, и у них есть такая идея. К сожалению, нет полноценной обратной связи с населением в регионах, где живут так называемые этнические меньшинства, так как мы общаемся в основном на грузинском и через соцсеть Facebook, в регионах Квемо Картли и Самцхе-Джавахети население практически оторвано от коммуникации с нами, так как там родной язык – армянский и азербайджанский.
- Когда вы и ваши единомышленники создавали партию "Гирчи", вы думали, что она станет тем, чем стала сегодня?
- Нет. Когда мы начали создавать "Гирчи", не думали, что из этого выйдет. У нас были идеи, и мы в них верили. Но конкретно, какую форму примет "Гирчи", никто не знал. Мы начинали с ошибок. Лично я верил, что политика - это то, что я видел в партии "Единое национальное движение", но спустя где-то год поняли, что хотим делать совершенно другое. И с конца 2016 года начали делать такую "Гирчи", какой она является сегодня. Наш принцип - не останавливаться, пробовать, и в итоге что-то получится, а что-то нет. Так мы обнаружили, какая стратегия работает для нас, а какая нет.
- Скоро Новый год. Какие "подарки" вы готовите обществу?
- Не представляю (смеется – прим. ред.). На прошлый Новый год я был дедом морозом по вызову и меквле (так в Грузии называют человека, который первым входит в дом после того, как часы начнут отсчет времени 1 января – прим. ред.). Люди платили за то, чтобы я пришел в их дом. И в конечном итоге я побывал на семи застольях, очень много выпил и пришел домой под утро пьяным. И на этот Новый год мы что-нибудь придумаем.
- Какой вы представляете партию "Гирчи" спустя, скажем, десять лет, и страну, где есть такая партия?
- Вопрос на миллион (улыбается – прим. ред.). Сложно представить, какой будет "Гирчи" спустя годы, но, скажу, как я и мои единомышленники хотели бы, чтобы партия развивалась. Мы сделали платформу, которая отличается от других партий. И делаем партию больше американского типа. То есть будет платформа с определенными ценностями и идеями, если у кого-то возникнет желание с помощью этой платформы стать активным в политике, попасть в парламент или стать президентом, эта платформа даст возможность любому желающему добиться политических успехов. Кто будут эти люди, какими политиками они станут в будущем, насколько успешными, покажет время. Я же не буду вечно, есть молодые люди, которые вырастут и что-то создадут в будущем. Сама платформа станет для меня одним из важнейших наследий, когда меня уже не будет в политике, то, что останется от меня тем людям, которые хотят добиться успехов в политике и много сделать для Грузии. Что касается страны, здесь я более пессимистично представляю картину. К сожалению. Я думаю, что Грузия сегодня стоит перед такими вызовами, которых до этого не было. Мир очень быстро меняется, а мы стоим на месте. Чтобы мы смогли догнать цивилизованный мир, даже в случае быстрого темпа развития, нам нужны десятилетия. Поэтому без проведения острых реформ нам не добиться быстрого развития.
В следующем году выборы, и если "Гирчи" не победит, то никакого принципиального значения не будет иметь, кто победит...