Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитную потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
В Грузии сейчас работают два порта — в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина — на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров. По проекту порт Анаклия уже после завершения первой фазы должен принимать корабли вместимостью 10 тысяч контейнеров.
"Займитесь делом" - министр экономики Грузии обратилась к Консорциуму развития Анаклия >>
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. Однако, на этом все и остановилось. На данный момент строительство порта остановлено.
Строители порта и их договоренности
Изначально государство планировало передать полностью строительство порта в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями. Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
Еще одним условием тендера было отсутствие финансовых обязательств государства в строительстве порта, кроме строительства дорог и выкупа земель у населения.
Однако еще до подписания соглашения государство прошло на уступки и увеличило сроки строительства порта с семи до девяти фаз, и государственный "Партнерский фонд" выделил Консорциуму кредит на 22 года в размере 100 миллионов долларов, который компания получит после того, как найдет финансирование для строительства первой фазы порта.
Первая фаза строительства предполагает строительство порта для грузовых судов, терминал для контейнеров, волнорез и двор для интермодальных железнодорожных перевозок. По расчетам "Консорциума", на это необходимо 600 миллионов долларов.
Власти Грузии пошли на уступки: деньги на порт в Анаклия надо найти до конца года >>
С момента подписания соглашения до октября 2018 года в соглашение между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с "Консорциума" списали штраф в размере 11 миллионов долларов, а сроки выполнения возложенных на "Консорциум" обязательств перенесли 6 раз.
Теперь до 16 декабря в силу должны вступить кредитные соглашения для закрытия финансовой сделки по строительству первой фазы, до 17 декабря - "Консорциум развития Анаклия" должен представить банковскую гарантию на 20 миллионов долларов как гарантию исполнения обязательств инвестора, а до конца года Консорциум должен представить соглашение об обязательствах заполнения капитала в размере 120 миллионов долларов, а также проект документа о получении финансирования от кредиторов.
Выполнит ли эти обязательства Консорциум, пока под вопросом. Так как главной загвоздкой остается вопрос закрытия финансовой сделки.
Финансирование, траты и инвесторы
На сегодняшний день "Консорциум развития Анаклия" уже потратил 74 миллиона долларов на строительство порта.
При этом в августе Консорциум лишился своего главного партнера – американской компании Conti International LLC, которая вышла из проекта летом этого года.
На сегодняшний день в консорциум входят: TBC Holding, американская компания SSA Marine , а также British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).
И компания должна представить государству замену Conti International LLC.
По последним данным, 4,16% акций компании Anaklia Holding JSC приобрела Van Oord International, дочерняя компания голландской компании Van Oord Dredging & Marine Contractors BV.
Также заинтересованность в подключении к "Консорциуму" высказала компания Meridian Capital Limited.
Кроме того, "Консорциум развития Анаклия" оформил соглашение с немецкой компанией Kuehne + Nagel, которая занимается логистикой и транспортными перевозками.
Правительство Грузии ждет решения проблемы с инвестором порта Анаклия >>
Однако вопрос, где Консорциум возьмет 400 миллионов, все еще открыт. Дело в том, что деньги согласны дать международные финансовые институты EBRD EIB OPIC и NDB, но они требуют выполнения определенных условий, и самым главным является, чтобы государство застраховало ту разницу, которой не хватит Консорциуму для погашения кредита по графику. По условиям, правительство должно дать эти средства Консорциуму, а тот в свою очередь должен выплатить банкам.
С этим условием категорически не согласны власти Грузии, и они не собираются идти на уступки в этом вопросе. Таким образом, как будет закрыта 16 декабря финансовая сделка, пока неизвестно. У Консорциума нет таких денег, как нет средств для заполнения своего капитала, и пока нет основного партнера, обязательного для "Консорциума" по условиям соглашения.
Однако "Консорциум развития порта Анаклия" уже нашел оправдание своим неудачам. Он обвинил во всем государство, которое летом этого года начало уголовное преследование основателя грузинского партнера консорциума TBC Holding Мамуки Хазарадзе, что отпугнуло инвесторов.
Между тем, закрытие финансовой сделки переносилось уже пять раз до начала расследования против Хазарадзе, и причиной была невозможность привлечь финансы в установленный срок.
Между тем, по проекту, первый корабль должен войти в порт в 2021 году, а войдет ли, решится уже в декабре. Власти пока не спешат разрывать контракт с "Консорциумом развития Анаклия" и надеются, что ему все же удастся найти финансы.