Белым бульдозером по цветным такси, или Сомнительные оттенки столичной реформы

Тбилисский мэр Каха Каладзе в очередной раз обрушился на таксистов. Пригрозил, что теперь будет штрафовать всех, кто не до конца перекрасил автомобили в белый цвет
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Чем круче джип, тем дальше идти за трактором"

Народная примета

Разговоры о цвете ведутся с начала года. Впечатление такое, будто исключительно в него упирается реформа столичного таксопарка. Сколько было протестов, митингов, споров! Мэрия осталась непреклонна. И вот скоро месяц, как в столице действуют новые регуляции.

В Тбилиси с 700 таксистов спишут штрафы

Спору нет – белые машины в южном городе выглядят эффектно. Хотя почему для такси именно белый – понять трудно. Разве что это отголосок невоплощенной мечты о престижной когда-то белой "Волге". "Восхищал" же нас в свое время неугомонный президент, носившийся с палитрой по городу и решавший, в какой цвет красить фасады домов.

У мэрии масштабы, похоже, поскромнее, да и в чем-то не лишенные эстетизма: салатно-фиалковые трафареты на фоне каменного склепа улиц действительно радуют глаз. Так и хочется призывно махнуть рукой, распахнуть дверцу, сесть, поехать…

В этом-то и суть, потому что, как говорится, хотеть не вредно. И принципиально вовсе нет то, какого цвета у нас такси. Вопрос в другом – услуга эта для всех или только для избранных? Это общественный транспорт или эксклюзивная роскошь? Считать можно по-разному и быть по-своему правым. Однако решать "поеду - не поеду", в любом случае есть выбор потенциального клиента, на которого услуга рассчитана. Или должна быть рассчитана.

Белым бульдозером по цветным такси, или Сомнительные оттенки столичной реформы

 

Начну с признания – у меня с ней отношения сложные. Еще со времен, когда поймать такси в Тбилиси считалось редкостной удачей. Эта самая удача меня, как правило, обходила, точнее, объезжала стороной. "Частника" тормознуть было проще. Благо, неофициальным извозом подрабатывали все – и профессиональные шоферы на казенных авто, и люди, в силу социального статуса имевшие собственные машины, но не имевшие денег.

Такси-шмакси, или Смекалка тбилисцев против реформы мэрии

Статус, надо заметить, оплачивался в те годы скудно. Как-то меня даже подвез известный телеведущий, который всю дорогу старательно отворачивал лицо. Мог бы и не прятать, знай, что мне с раннего детства внушали: зарабатывать деньги трудом никогда не стыдно – стыдно их воровать.

"Частники" рыночным вкраплением забивали брешь, зиявшую в планово-директивной экономике. На формальную незаконность этого промысла даже милиция смотрела, в общем-то, сквозь пальцы. Порой посягая на часть прибыли, но в целом подсознательно понимая, что отводит более серьезную социальную проблему – транспортный коллапс.

С переходом на рыночные рельсы извоз перестал быть незаконным и превратился в одну из самых распространенных и доступных в Грузии форм самозанятости. Трудно счесть, сколько семей обязаны ему выживанием. Не говоря о том, что сама модель долгое время чудом избегала лицензирования и бюрократических формальностей и могла служить образцом подлинно свободных рыночных отношений.

Белым бульдозером по цветным такси, или Сомнительные оттенки столичной реформы

 

Пусть даже такой своей гранью, как открытая конкуренция. Словно перенесенная из учебника по экономике, она обеспечила крайне низкие и доступные цены. Расценки на такси в Тбилиси (в среднем 60-70 центов на 3 км, то есть, как от госуниверситета до Площади Свободы) были адекватны Каиру и ниже, чем в Мумбаи, Джакарте, Бухаресте. В Риге, Минске, Стамбуле такая поездка обходилась почти в пять раз дороже. А, скажем, в Цюрихе (больше $25), Женеве (около $18), Токио ($16) стоимость проезда трех километров нам могла показаться заоблачной.

Реформа такси в Тбилиси - хорошо или плохо? Мнение читателей Sputnik Грузия

Не скрою, это немножко смущало. Я много раз наблюдал, как соседских детей родители по утрам отправляли в школу… на такси! С другой стороны, почему бы и нет?! Свободный рынок, пока его не опутают всевозможными регуляциями, сам объективно формирует цену. И тогда она, как правило, соответствует общей экономической ситуации. Уверен, будь у нас столь же справедливая конкуренция в других сферах, они бы стали намного доступней для основной массы граждан.

Было бы, конечно, приятно, если б Тбилиси по уровню жизни частично напоминал Цюрих. Но это, к сожалению, связано отнюдь не со стоимостью проезда на такси. Последовательность тут, скорее, обратная. Именно потому любое реформирование должно опираться на массу экономических и социальных факторов. Ну и само собой разумеется, идти на пользу делу и гражданам.

Любые аргументы в пользу реформы теряют смысл, если неверно выстроены приоритеты. Тогда, как считает руководитель Ассоциации транспорта и дорог Давид Месхишвили, это даже не реформа, поскольку под ней отсутствует научно-организационная база и нет системности. Это просто регуляции. Добавим, свидетельствующие в данном случае о желании некоторых управляющих структур любой ценой продемонстрировать свою авторитарную мобильность.

"Оштрафуем!" - Каладзе дал новое предупреждение таксистам >>>

Причем цена, как выясняется, немалая. Взять хотя бы постоянную давку в метро, поскольку пассажиропоток возрос с 360 до 450 тысяч человек в день. Мэрия обещает купить новый подвижной состав. Но ведь с этого-то и следовало начинать! Дополнительные автобусы тоже стали закупать с опозданием.

А стоимость проезда в самих такси подскочила настолько, что салатовые трафареты ("свободно") заметно превалируют над фиалковым ("занято"). Все, кроме "белизны", осталось как было, только на порядок дороже. И соседские дети, я смотрю, больше в школу на такси не ездят…

Белым бульдозером по цветным такси, или Сомнительные оттенки столичной реформы

 

Кто же в выигрыше? Инициаторы реформы приводят несколько аргументов в ее пользу. Прежде всего, техническое состояние автомашин. Тут, конечно, трудно поспорить, если только не принять во внимание, что в регулярном техническом осмотре и обслуживании нуждаются все виды транспорта. Такси здесь не исключение. А вот о специфических требованиях – высокой квалификации водителей, хорошем знании ими города и т. д. никто вспомнить не удосужился.

Как и о таксометрах. Кстати, по соседству, в Ереване, вопрос давно решен. Машины там любых цветов, а оплата по километражу. Можно, конечно, оставить "чаевые", но это уже на совесть клиента. И никто не навязывает ему "качественный сервис" в лице белых такси, 30% которых, кстати, не смогли пройти техосмотр.

Подорожание такси в Тбилиси: Каладзе советует ездить на автобусе или метро

Люди не хотят садиться в неухоженную машину, уверяют авторы реформы. Вот и прекрасно: значит не сядут! В этом и состоит суть рынка и конкуренции. Зачем же прославляя рыночные ценности, что-то запрещать, провоцируя социальное недовольство? Такси, если кому-то угодно, можно покрасить в любой цвет, но при этом оставить за клиентом право самому решить, на чем поехать.

Иначе мы будем отброшены на четыре десятилетия назад в эпоху "развитого социализма" и "частников"-нелегалов. За которыми уже вынудили развернуть охоту экипажи тбилисских полицейских (будто нет других дел!).

Ну и, наконец, решающий фактор – социальный. Из-за регуляций и запретов около 20 тысяч (!) водителей – так считают эксперты – фактически потеряли работу. Причем, никто им ничего не предложил взамен. Ущемили административными рычагами, а выплывать бросили в пучину рынка – на собственный страх и риск. Такая вот двойная бухгалтерия…

Я понимаю, у самозанятых таксистов мало шансов тягаться с крупными транспортными компаниями. Как несомненно и то, что рано или поздно цена и качество в области извоза придут к согласию на совершенно ином уровне. Но если мы собираемся регулировать данный процесс, то прежде всего, максимально стараясь перевести его в эволюционное русло, решая попутно возникающие проблемы.

Нельзя же так грубо подрывать у людей веру в рынок? Бульдозером расчищать территорию под будущий небоскреб, который, еще не известно, когда и как будет построен?!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции