Журналист Александра Оболонкова специально для Sputnik Грузия узнала, как это партнерство выглядит в России.
"Партнер №4"
По итогам девяти месяцев 2019 года Грузия для России – четвертый партнер по импорту вина после Италии, Испании и Франции, говорит исполнительный директор Ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
"Импорт вин в Россию за девять месяцев текущего года превысил 745 миллионов долларов. Лидером стоимостного импорта стала Италия (более $197 млн). На втором месте находится Испания (более $127 млн), на третьем – Франция (более $121 млн). Грузия для России является партнером номер четыре – более 90 миллионов долларов", - отметил Востриков.
А вот по объемам ввезенной продукции Грузия опережает Францию.
"В структуре физического объема импорта первое место занимает Испания (более 109 тысяч тонн), второе – Италия (более 90 тысяч тонн). Грузия находится на третьей позиции – более 48 тысяч тонн", - подчеркнул эксперт.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз констатирует: после летнего обострения в отношениях двух стран, когда обсуждался возможный запрет на поставки вин из Грузии, импорт только вырос.
"Это связано с тем, что люди и компании создают запас. Когда летом прозвучал этот звоночек, многие стали думать, по какому сценарию могут развиваться события? Что, если по сценарию марта 2006 года, когда от господина Онищенко (на тот момент главного санитарного врача России, сообщившего, что в грузинском вине высокое содержание пестицидов – прим. ред.) поступило указание, во-первых, запретить ввоз продукции, а во-вторых, уничтожить все запасы, которые были в России? А в России тогда было, наверное, миллионов десять бутылок – в рознице и у оптовиков. И эту продукцию практически никто не уничтожал, а продавали из-под полы за гроши. В этом году вскоре после начала летнего скандала выступил господин Путин и сказал, что никакого особого гонения не будет, и стало ясно, что в худшем случае ограничения будут в мягком варианте, но никто продукцию уничтожать не заставит. Поэтому, я считаю, ввоз продукции и вырос – на всякий случай", - считает Дробиз.
Спрос, цена, качество
Таким образом, по мнению эксперта, во втором полугодии 2019 года импорт вырос не из-за спроса.
"В принципе, я считаю, что рынок грузинского вина в России устаканился, и спрос тоже: молодежь его практически не пьет, его пьют люди более старшего возраста – поколение старшее и среднее к нему относится очень положительно. Вино это не из дешевых, оно в принципе все в достаточно дорогом сегменте находится, поэтому покупает его в основном средний класс и выше. Ну, может, постепенно к этим винам придет и молодежь", - рассуждает Вадим Дробиз.
Чтобы "лучше ориентироваться на винной полке и выбирать действительно качественную продукцию", исполнительный директор "Роспродсоюза" Дмитрий Востриков, отвечая на вопросы Sputnik, порекомендовал обратиться к исследованиям Роскачества и изучить ежегодный проект "Винный гид". Но в рамках него российские и международные сомелье и эксперты рассматривают лишь российские вина, которые сейчас как никогда активно продвигаются на рынок.
За комментарием о качестве грузинских вин Sputnik обратился к Президенту Восточно-Европейской Ассоциации Сомелье и Экспертов Александру Валентину Виннику:
"Был период, когда, наследуя традиции советского виноделия, которые основывались на принципе "количество, но все-таки не качество", и имея основной рынок сбыта Россию, где – что уж греха таить – основной потребитель тоже руководствуется принципом цены, а не качества, у грузинских производителей долгое время был соблазн пользоваться невоспитанным вкусом и неразборчивостью потребителя. Но ситуация, к счастью, изменилась", - заявил Винник.
Конкуренция
Ситуация изменилась и с российскими винами: собственное виноделие в стране активно развивается и получает поддержку со стороны государства. Сможет ли грузинская продукция выдержать конкуренцию и изменится ли положение грузинских вин?
"Нет, ничего практически не изменится, - уверяет Вадим Дробиз, - потому что основная масса российского вина - это дешевое вино, до 200 рублей. В этом сегменте нет грузинской продукции. А что касается российского вина в дорогом секторе – они разные все-таки: в России не производят такие вина, как в Грузии (хотя саперави тоже начали делать). Но я не думаю, что продвижение российского вина несет угрозу грузинскому. К тому же, старшее поколение (как я, а мне 60 лет) не считает это вино иностранным: это у молодого поколения – разные страны, а мы все равно все вышли из единой страны, и для старшего поколения грузинское и российское вино не конкурируют между собой".
По-прежнему Россия останется основным импортером грузинских вин, уверен эксперт.
"При всех успехах грузин, как они говорят, на рынках дальнего зарубежья, все равно это вино прежде всего для России и республик бывшего Советского Союза. Когда к нему западные страны привыкнут, трудно сказать… Никаких особых перспектив там, я думаю, нет. То есть, будет медленный постепенный рост".
Соглашается с ним и Винник.
"В общем-то, рассчитывать на то, что эти вина получат большое распространение в Европе и США, не приходится. Здесь мы часто находим грузинские вина в грузинских ресторанах, - рассказывает сомелье и ресторатор, живущий в основном в Германии, но часто бывающий в России, - или в каких-то исключительных специализированных местах, где продают вина как специалитеты, как что-то исключительное.
В России и бывших союзных республиках к аутентичному вкусу грузинских вин привыкли. И совершенно очевидно, что несмотря на обширный интерес ценителей со всего мира, широкое распространение грузинские вина не получают вследствие своей специальности – все-таки европейский вкус воспитан иначе, он ожидает другие характеристики. Это вовсе не означает, что грузинские вина менее совершенны. Они другие. Но они настолько другие, что, в общем-то, нужно быть готовым, чтобы эти вина употреблять.
Для российского вкуса и для российского рынка, мне кажется, это такое замечательное явление, заметное, и к нему нужно быть внимательным и наблюдать за его развитием", - говорит Винник.
Интерес к грузинскому
Сегодня в отделе алкоголя любого российского супермаркета можно найти как минимум одно-два наименования грузинского вина, а чаще целые полки или даже стеллажи с грузинской продукцией. Грузинское вино в России можно купить как в фирменных магазинах грузинской продукции, так и в специальных отделах алкогольных маркетов. Распространены также покупки у частников, самостоятельно привозящих из Грузии товар в небольших объемах и на заказ.
Интерес россиян подтверждает и тот факт, что некоторые краснодарские и крымские компании уже несколько лет производят линейку недорогих вин, стилизованных под грузинские. Они отличаются по качеству и по цене от оригинальных, но – маркетинговый ход работает – стабильно хорошо продаются.
Спрос заметен также и в сфере HoReCa: заведения, позиционирующие себя как грузинские и предлагающие аутентичную еду и вина, сейчас в России в тренде. В одном Новосибирске (городе с населением 1,6 млн) только за 2019 год их открылось пять, сообщает газета "Континент Сибирь". Примечательно, что грузинские кафе и рестораны со своей особой атмосферой пользуются популярностью не столько у тех, кто родился и жил в Советском Союзе, сколько у молодежи.
Вероятно, интерес к грузинскому вину в 2020 году сможет "подогреть" в России и мире фильм российского сомелье и режиссера Виталия Музыченко "Wine Reflections" – "4 истории о людях и вине, снятых людьми, понимающими в вине: 4 истории перемен, через призму напитка". В одной из частей фильма главную роль сыграл грузинский актер Зураб Кипшидзе.
Дегустация вина по-грузински >>>
В ближайшее время фильм планируется показывать на фестивалях, а до широкого зрителя он дойдет к концу следующего года. Музыченко пока много не рассказывает: "Фильм состоит из четырех новелл – французской, грузинской, английской и итальянской. Могу только сказать, что работа в Грузии оказалась самой "теплой" и приятной".