"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

Казалось бы, удивить заядлых театроманов в Тбилиси уже невозможно. Но нет предела неординарности. В декабре в Тбилиси появился новый камерный театр. И необычен он тем, что находится новое театральное пространство в обычном подвале одного из старых домов столицы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Еще месяц назад даже трудно было представить, что это полуразрушенное подполье с неровными кирпичными стенами превратится в место, где рождается настоящее искусство.

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

Воплощением этой безумной идеи в реальность занялся 39-летний Георгий Апхазава - грузинский актер и режиссер. Выражение "Искусство требует жертв" - это про него. Ведь Георгий ради этого театра, в котором грань между зрителем и актером практически стерта, продал собственный дом.

О том, почему он это сделал и что нового может предложить его камерный театр гостям и жителям Тбилиси, Георгий рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.

"Эти три спектакля – самые яркие воспоминания детства"

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— В одном из интервью вы сказали, что иметь собственный театр было вашей детской мечтой. Почему пятилетний ребенок поставил перед собой такую недетскую цель?

— Три спектакля. Конкретных три спектакля, которые навсегда засели в моей памяти и остались яркими, мощными детскими впечатлениями. Это спектакль Роберта Стуруа "Кавказский меловой круг", который я впервые посмотрел в раннем детстве, потому что мама хотела привить любовь не только к театру, но и вообще к искусству и творчеству.

Поэтому с детства меня водили по спектаклям и выставкам, концертам. Второй спектакль, который произвел на меня впечатление - это "Буря". Эта была какая-то приглашенная труппа и воспоминания о том дне до сих пор остались во мне. Видимо, поэтому я открыл театр "Бурей".

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

А третий – "Бременские музыканты" в ТЮЗе, который поставил Гия Кития. Именно он позже стал моим педагогом. Эти три спектакля – самые яркие детские воспоминания. Наверно, это все перекрестилось в подсознании ребенка и то, кем я сейчас являюсь – заслуга тех ярких моментов.

— Как вы шли к своей мечте? Какие препятствия встречали на пути?

Говорить об этих факторах довольно сложно. Потому что, оглядываясь сейчас в прошлое, я могу сказать, что все, что происходило в моей жизни, происходило только во благо, и за это я благодарен богу и судьбе. В принципе, вся моя жизнь пролетела очень феерично. Недавно, разговаривая со своими друзьями, я признался, что сейчас, смотря на свою жизнь, я понимаю, что это огромная сказка, это цепь каких-то фантастических переплетений и случаев. Я не могу сказать, что мне что-то мешало. Даже самое негативное, которое встречалось мне на пути, после откликалось в моей жизни положительными моментами. Это помогало, закаляло, давало опыт. Поэтому я не могу назвать их мешающими факторами. Были наверно какие-то проблемы, но все это было так мелко и несущественно. Все было к добру, все шло к этому.

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Мы знаем, что вы уже не очень любите говорить на эту тему, но все-таки, как вы решились продать квартиру для того, чтобы достичь всего этого?

— Да, я не люблю говорить на эту тему, потому что этому придается какой-то пафосный оттенок. А ведь это вовсе не так. Просто возникла такая необходимость. Я сделал это для того, чтобы в нашем городе появилось место, куда люди придут, посмотрят спектакли и останутся счастливыми. Так что я не вижу в этом ничего такого, просто этого требовали обстоятельства.

— Как ваши родные отреагировали, когда узнали об этом?

— Мне очень повезло с семьей, у меня потрясающие родные. Это редкий случай, когда ты всегда чувствуешь полную поддержку и доверие. Со стороны родителей, стороны моей сестры и зятя, учителей, наставников. Мне никогда ничего не запрещали, мне все было разрешено. Я мог заниматься, чем захочу, только было одно условие: чем бы ты ни занимался, ты должен делать это серьезно и отдаваться полностью. Поэтому родные меня поддержали. Они знали, что этому делу я отдаюсь весь. Они прекрасно понимали, что это не мой каприз или прихоть. Они также прекрасно видели, что мне это нужно потому, что это нужно другим. Поэтому вопросов никаких и не возникло.

"Я в ту же секунду откажусь от всего"

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Вы не испытывали страха, когда с театром уже почти получилось? Не боялись конкуренции, что зритель вдруг не полюбит?

— Просыпаясь каждым утром, я задаю себе вопрос: "А нужно ли мне это?" Это началось очень давно. И пока что я получаю только положительный ответ от самого же себя. Я хочу вас заверить, как только я получу отрицательный ответ или же он будет не таким убедительным, я в ту же секунду откажусь от всего. Что касается зрителя и понятия конкуренции, я не считаю, что театры должны конкурировать между собой, потому что у каждого театра (даже если он создан по образу и подобию какого-то другого) есть что-то свое, ведь там работают разные люди, поэтому любой коллектив в этом плане уникален. Разговоров о конкуренции быть не должно, а если возникают такие мысли, то нужно все пересмотреть. Ведь мы, театры, должны друг другу помогать.

Что же касается зрителя, то он нас полюбит. Знаете, бывает, когда смотришь плохой спектакль, аплодисменты и эмоции зрителей проявляются только в конце на поклоне, потому что они будто обязаны это сделать. Вспоминая наш спектакль, я могу сказать, что энергетика зрителя чувствовалась на протяжении всего представления. Поэтому я абсолютно уверен, что зритель полюбит наш театр. Это место станет пристанищем для душ, которые очень устали от понятия существования, во что постепенно превращается наша жизнь.

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— В вашем театре служат только профессиональные актеры?

— В общем, в труппе человек двадцать сейчас, если говорить только об актерском составе. Когда у нас было открытие и первый спектакль, то у нас не участвовали известные актеры. Мы не хотели, так скажем, "торговать звездами" и привлечь таким образом внимание. Мы подумали, что лучше открыть театр своими силами, от начала и до конца. Но в будущем мы, конечно, собираемся приглашать известных актеров и режиссеров.

— Расскажите историю о месте, где сейчас расположился театр? Как вы нашли его?

— Об этом месте я знал давно, а об его продаже узнал из Интернета. Мы пришли и увидели здесь абсолютно заброшенный подвал…

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— У этого места ведь необычная история, в 90-х это был рок-луб, куда вы часто приходили, так?

— Да, здесь я практически вырос. В 90-е годы это была отдушина. Было темно, холодно, стреляли, на улице было небезопасно. И это было реальным местом, где ты чувствовал себя свободно, ведь само понятие рок-музыки связано со свободой выражения. Это было единственным местом, где ты не чувствовал себя потерянным.

— Странно, и сейчас это место имеет похожую историю.

— Да, абсолютно верно. Сейчас, естественно, ничего не запрещено и жизнь намного свободнее, но сегодня запрещено чувствовать себя живым человеком, проявлять эмоции, показывать, кем ты являешься на самом деле. А здесь зритель может спокойно сидеть и плакать. То, чего он не может позволить себе в реальной жизни, которая находится за пределами театра. Так что запреты все же есть, они просто внутренние. Это довольно спорный вопрос, что ужаснее: когда тебе запрещают быть самим собой, общество навязывает свое мнение или же когда идут какие-то конкретные вопросы, скажем, длинные волосы – это плохо, а куртка не черного цвета – это неправильно.

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Георгий, часто при осуществлении давней мечты, люди ощущают разочарование, не знают, что делать дальше. Что вы чувствовали, когда поняли, что давняя цель достигнута?

— Нет, никакого разочарования у меня не было и нет. Знаете, я вообще не мечтатель. Я никогда ни о чем не мечтал. Ничто для меня не имело какую-то форму неосуществимой мечты. Я знал, что это нужно и это нужно делать. Как только я понял, что появилась возможность, я это сделал. Наоборот, сейчас я только рад, что физически мне больше ничего делать не надо, не нужно разгружать мусор, заливать пол бетоном. Осталось только подправить ту стену и все! Это великая радость, поверьте мне.

"Он выгнал нас из театра"

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Насколько известно, перед тем, как создать театр, вы будто оставили эту деятельность, так ли это?

Да, верно, это было в 2008 году. Я работал в ТЮЗе. Сначала был там актером вспомогательного состава, монтировщиком сцены, даже ночным сторожем работал. Одним словом, овладел всеми профессиями, которые были в театре. Потом, поступив в театральный и окончив несколько курсов, меня взяли в режиссерский штат. Я связывал свою жизнь с этим театром, где я вырос, который был для меня домом. А потом в 2008 году поменялось руководство – пришел очень злой и плохой человек. Он выгнал нас из театра, началась такая тотальная чистка. Выгнали художественного руководителя Николая Джандиери, главного режиссера Гию Кития, меня, других актеров.

Тогда у меня возникло такое ощущение досады. В тот же год меня взяли преподавать в театральный, я принял решение переключится с практической режиссуры на педагогическую деятельность. Да и в театре мне ничего не нравилось из того, что я видел. Был такой общий неприятный фон. А потом я увидел несколько спектаклей, которые вновь разбудили во мне тот внутренний огонь, и я поставил несколько постановок в театре имени Туманишвили. А вот режиссуру и театр я никогда не бросал, просто это изменило форму, оттенок, это пошло больше в сферу педагогики.

"У меня есть все"

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Считаете ли вы себя человеком, который для достижения цели готов на все?

— Это скорее не амбициозность, а целеустремленность. Это планка, на которую стоит ориентироваться. Это даже похоже на какой-то недостижимый горизонт: чем ближе мы к нему подплываем, тем он дальше. У всех есть такая наивысшая точка, к которой мы стремимся и взяли за ориентир именно ее, а не какие-то мелкие, сиюминутные блага и радости. Я не думаю, что это стоит называть амбицией, это просто такой подход.

Я не люблю понятие "цель оправдывает средства". Я считаю, что все, что ты творишь, имеет конкретные последствия. Естественно, лучше, когда эти последствия добрые. Тогда ты понимаешь, что все твои действия имели благие намерения и что-то положительное. Нельзя ради цели идти на все. Нельзя терять себя, принижать кого-то. Это абсолютно непозволительно. Надо работать во благо театра, а не во благо своего или чье-либо благополучия.

"Пристанище для душ, которые очень устали" - как в Тбилиси появился камерный театр?

— Георгий, вы как то сказали, что театр – это не та сфера, где можно разбогатеть. Скажите, что вы хотите получить взамен, занимаясь этим?

— Я ничего не хочу. У меня все есть, чего я желал бы.

— Самое дорогое, что у вас есть сейчас?

— Это театр. Но театр – это не только помещение, не просто стены, прожектор или динамики. Театр – это те люди, которые его создают, зритель. Это самое дорогое, из-за чего мы здесь собрались.