ТБИЛИСИ, 21 янв — Sputnik. Вывоз строительной техники из порта Анаклия (регион Самегрело – Земо Сванети) связано с обязательством "Консорциума развития Анаклия" до 30 января вернуть правительству инвестиционную территорию, заявил директор "Агентства развития глубоководного порта Анаклия" Давид Джавахадзе.
Правительство Грузии заявило об окончательном расторжении соглашения с "Консорциумом развития Анаклия" 9 января, после того, как в декабре 2019 года инвестор в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками.
"Исходя из того, что 9 января правительство расторгло контракт с Консорциумом, у Консорциума есть обязательство в течении 15 дней, то есть до 30 января вернуть правительству во владение инвестиционную территорию. Соответственно, работы связаны именно с этим", - заявил Джавахадзе в эфире Первого канала.
Компания Van Oord International, которая является подконтрактором Консорциума, осуществляла предварительные работы по углублению дна, и завершила первый этап. О начале работ по демобилизации компания оповестил Агентство в минувшую пятницу, 17 января, но не уточнил сроки когда очистит территорию.
"Работы продолжатся до тех пор, пока Van Oord International не вывезет свое оснащение. У инвестора срок до 30 января, и он может использовать его по своему усмотрению, и осуществить полную демобилизацию территории, так как территория вновь перейдет во владение государства", - отметил Джавахадзе.
Страсти вокруг порта Анаклия: придется ли властям Грузии идти в суд >>
Инвестор начал вывоз с территории всей строительной техники.
"Это все было оставлено на месте, так как весной должны были возобновиться строительные работы", - заявили Первому каналу в "Консорциуме развития Анаклия".
Порт Анаклия вновь в приоритете
"Консорциум развития Анаклия" в декабре 2019 года в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о закрытии финансовой сделки с международными банками на сумму в 400 миллионов долларов. Исходя из этого правительство приняло решение разорвать соглашение с инвестором, подписанное в 2016 году.
"Это решение является абсолютно логичным, так как Анаклия является нашим приоритетом, и мы не допустим еще больших задержек… Разумеется порт будет построен, так как это является нашим стратегическим приоритетом, и ничто этому не помешает", - заявила журналистам глава Минэкономики Грузии Натия Турнава во вторник.
По ее словам, скоро начнутся соответствующие процедуры для объявления нового тендера.
"Что касается дальнейших процедур, они будут такими же прозрачными, как и все наши шаги по отношению к этому проекту", - отметила Турнава.
Как отметила глава Минэкономики, экономические ведомства пересмотрят условия, которые с 2017 года сильно видоизменились в пользу инвестора.
С момента подписания соглашения до октября 2018 года в договоре между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с "Консорциума" списали штраф в размере 11 миллионов долларов.
"Думаем, что тендер будет успешным. Надеемся, в результате прозрачного тендера совсем скоро появится другая компания", - заявила Турнава.
В Грузии два порта – зачем нужен еще один
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
По расчетам авторов проекта порта Анаклия, ближе к 2030 году порт смог бы принимать до 14 миллионов тонн грузов.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начаты работы по углублению дна до 16 метров. На данный момент строительство порта остановлено.