"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке

Колумнист Sputnik Армения Жанна Погосян рассказала трогательную историю любви армянина и грузинки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Художники Геворг Григорян (Джотто) и Диана Уклеба были из тех пар, о которых говорят "созданы друг для друга". После смерти мужа грузинка Диана осталась жить в Ереване, открыла музей-мастерскую имени мужа и начала рисовать еще больше.

Любимый зять Грузии - тбилисский день рождения Грибоедова>>

Несмотря на то, что музей-мастерская армянского художника Геворга Григоряна (Джотто) находится в центре Еревана - на проспекте имени Месропа Маштоца, самостоятельно найти его практически невозможно. Музей "прячется" в жилой пятиэтажке, а само здание находится в середине двора и ничем не отличается от других.

"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке
В этом здании жил художник со своей женой, его вечной музой, грузинкой по национальности Дианой Уклеба, а на месте музея была мастерская супругов, которую им предоставила советская власть.

Идея превратить двухэтажную мастерскую в музей принадлежала Диане: в 1976-м году, после смерти супруга лишь желание продолжить его начинания помогло ей пережить горе. После полувека взаимной любви, до конца своих дней Диана жила делами мужа. Она осталась жить в Ереване и не вернулась в Грузию. Диана не переехала в родную страну даже после развала СССР и умерла в одиночестве в 2001-м году.

"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке

Геворг Григорян, взявший имя Джотто, в честь итальянского художника эпохи Ренессанса Джотто ди Бондоне, и Диана Уклеба были из тех пар, о которых говорят "созданы друг для друга". Они встретились в 1926-м, в родном городе Дианы - Кутаиси. Он был уже опытным 29-летним художником, она - 16-летней местной красавицей, интересующейся искусством. Тогда Джотто написал портрет златокудрой Дианы. Этот портрет станет первым в ряду нескольких десятков портретов Дианы, которые художник будет рисовать всю жизнь. А иногда они будут меняться ролями: Диана будет рисовать портреты Джотто.

"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке

В 1936-м Диана решила серьезно заняться искусством и поступила в Академию художеств в Тифлисе (ныне - Тбилиси). Геворг Григорян со дня рождения жил и работал в культурной столице Закавказья. Диана стала завсегдатаем мастерской художника, она была покорена его талантом. В том же году Григорян и Уклеба поженились.

Известно, что творцы не любят показывать свои работы до того, как они будут завершены, а еще больше им не нравится, когда за их работой кто-то наблюдает. Однако рассказывают, что когда Джотто часами рисовал, Диана садилась рядом и молча наблюдала весь процесс, а под конец лишь произносила по-грузински: "Мне нравится".

А Джотто признавался, что Диана - самая большая муза его жизни: "Знаю, что живопись – моя жизнь, и кроме этого чуда Бог одарил меня прекрасным существом, в присутствии которого все становится красивым, понятным. Я не понимаю, как другие рисуют, ходят, ругаются, когда рядом с ними нет такого человека, как моя Диана".

Основной темой рисунков Джотто был город Тифлис, особенно после переезда в 1961-м году в Ереван, он часто изображал атмосферу родного города. Значительной частью творческого наследия художника также является серия портретов поэтов и писателей - Мисака Мецаренца, Даниела Варужана, Егише Чаренца, Вагана Терьяна, Сергея Есенина, Оноре де Бальзака и других. Джотто видно питал особую слабость к поэтам: ведь его жена, Диана, не только рисовала, но и писала стихи. Сама Диана, которая после смерти мужа еще яростнее взялась за кисть и краски, рисовала портреты поэтов Анны Ахматовой и Ованеса Шираза.

"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке

 

Любовь, построенная на совместной любви к поэмам и полотнам, абсолютно непобедима. Пара прожила вместе 40 лет. К сожалению, детей у них не было.

До своей смерти Диана руководила музеем-мастерской имени мужа. Музей и сейчас оформлен по ее решению: на первом этаже есть свободная галерея, для выставки работ грузинских художников и мероприятий, относящихся к армяно-грузинским культурным связям. В другом зале выложено несколько полотен Дианы (в центре находится портрет Джотто). А весь второй этаж посвящен работам Джотто - в каждом зале собраны композиции по конкретной теме. Десяток портретов Дианы собраны вместе в уголке - не каждый посетитель их заметит.

"С ней все красиво и понятно" - как армянский художник сходил с ума по грузинке

Мартын Микаелян, директор музея, в 2007-м опубликовал историю любви двух кумиров под названием "Джотто и Диана. Две судьбы, два искусства, одна история любви". Сейчас, по его словам, музей не находится в топе посещений местного любителя искусств, ведь больше известны музеи Туманяна, Сарьяна, Кочара и прочее. В мастерской по инициативе Микаеляна организуются выставки, чтобы привлечь внимание посетителей к этому своеобразному очагу культуры и с надеждой, что придет время и для картин и истории жизни Джотто и Дианы.