"Капризы" Ларса: непростые будни армянских перевозчиков

Армянские перевозчики зимой нередко застревают на дороге, ведущей к грузино-российской границе. Пересечение КПП "Верхний Ларс" до сих пор зависит от капризов погоды. Эксперты поясняют, как урегулировать эту многолетнюю проблему
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Многокилометровой пробке на участке Коби-Гудаури автомобильной дороги Мцхета-Степанцминда-Ларс, кажется, нет конца. Это первое, о чем сообщил частный перевозчик из Армении по имени Артур. Вместе с сотнями работников различных компаний, он уже четвертый день находится в "снежном плену" в Грузии, на пути из Армении в Россию.

Альтернативу пути через Верхний Ларс предложили в Армении>>

Участок Коби-Гудаури был закрыт с 7 февраля из-за опасности схода лавин. Дорогу начали расчищать только 10 февраля, после того, как департамент автомобильных дорог Грузии сообщил о том, что угроза миновала. Но движение из Грузии в Россию все еще не восстановлено.

"Ждем новостей. Хорошо, что уже начали расчищать дорогу", - сказал Артур.

Он выехал из Еревана несколько дней назад и, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, надеялся, что если и застрянет в пути, то ненадолго. Хотя топливо уже на исходе, но Артур не унывает: если утром дорогу откроют, то он доберется до Владикавказа и там уже сможет заправиться.

Подробнее обсудить вопрос с Артуром не получилось: то ли его телефон был неисправен, то ли в горах Грузии связь плохая.

Карасин в Ереване предложил альтернативу "Верхнему Ларсу"

Представителям крупных компаний, в отличие от частников, проще. Они выезжают, рассчитав все возможные "капризы" погоды, которые их могут поджидать на Военно-Грузинской дороге. 

Так, руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян отметил, что их перевозчики не сталкиваются с проблемами дефицита топлива.

"Наши машины уже четвертый день простаивают на границе. У нас кабина водителя обогревается отдельно. Грузовики выезжают с полным баком. Диспетчер дистанционно следит за фурами, видит, сколько уже израсходовано топлива", – пояснил Багдасарян.

По его словам, раз грузинская сторона приступила к расчистке дороги, значит, движение транспорта скоро будет восстановлено.

Посильная помощь Грузии

Пока дорога закрыта, грузинские власти по мере возможности пытаются облегчить положение водителей и пассажиров. Ранее, по инициативе администрации Душети, около 300 граждан, застрявших в пути, получили горячую еду, чай, хлеб и воду. 

"Мы и на прошлой неделе организовали помощь", – сообщил глава районной администрации Душети Зураб Сехниашвили.

По его словам, хотя ситуация и удручающая, но не критическая.

Между тем, уже в понедельник вечером движение на Ларсе восстановили для всех видов транспорта.

Вся надежда на модернизацию?

Проблему может решить завершение модернизации дорожного участка Коби-Гудаури. Как отметил генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия, сейчас работа на этом участке ведется поэтапно, многое уже восстановлено или построено. 

Выход есть: бизнесмены назвали альтернативу Верхнему Ларсу>>

Но строители все еще не дошли до самого опасного участка этой дороги – Коби-Квешети. Именно там чаще всего возникает угроза схода лавин, поэтому в зимнее время он периодически закрывается. Модернизация этого участка – часть крупного проекта властей Грузии, по которому предусматривается строительство дороги длиной 22,7 километра, 6 мостов и 5 тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.

Читадзе: альтернативы Верхнему Ларсу не выгодны для Грузии

"Эта дорога – практически единственная в нынешних реалиях для поставок товаров из Армении в Россию и обратно. Дорога к Ларсу всегда была связана с погодными рисками. В советское время этот путь с 15 ноября и до апреля всегда был закрыт", - сказал Ципурия.

По его словам, перевозчики, в том числе и из Армении, смогут вздохнуть с облегчением только после завершения задуманного властями Грузии проекта. Ежегодно через КПП "Верхний Ларс" армянские перевозчики проводят, как минимум, 10 тысяч рейсов в оба направления.

Чтобы все заработало, как точный часовой механизм, помимо строительства дороги, необходимо также расширить пропускную способность КПП "Верхний Ларс". Пока контрольно-пропускной пункт может ежедневно обслуживать около 4 тысяч человек и до 200 фур. А этого в разгар сезона бывает недостаточно.