Восхождение солнца Грузии или трагедия царевича Демны

Историк Вано Сулаури рассказывает об интересном эпизоде, предшествовавшем золотому веку Грузии - царствованию великой Тамар
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В истории Грузии много белых пятен, многое туманно. Но столько вопросов без ответов, как после военного мятежа 1177 года против царя Грузии, наверное, не оставляло ни одно событие.

Целью этого мятежа было свергнуть царя Георгия Третьего и возвести на престол его племянника и зятя амирспасалара Иванэ Орбели – царевича Демну (Деметрэ). Повод – жесткая политика царя, из-за которой правитель страны нажил множество внутренних врагов.

На своих плечах Георгий III вынес груз тяжелейших лет. Он был довольно масштабной политической фигурой, расширил границы Грузии, осуществил множество важных мероприятий. По словам летописца, царь, предками которого были Давид и Соломон, подобно своему прадеду Давиду Агмашенебели, "выбивал владения из рук мусульманских правителей".

Красивые легенды Грузии: истории ястреба царицы Тамар, изменницы и несчастных влюбленных

Георгий III пролил немерено крови в борьбе с врагами. И хотя каждый раз против него объединялись мусульмане всего Востока, он "наводил ужас на Персию и Туркистан". Таким сильным царь Георгий III не только был на международной арене, но и внутри страны проводил политику строгой централизованности. И после этого неудивительно, что против него восстали крупные феодалы.

А все началось с того, что у царя Давида IV, неожиданно скончавшегося в 1155 году, остался малолетний сын Деметрэ (Демна). И хотя на престол сначала вернулся отец Давида – Деметрэ I, а затем его занял Георгий III, не меньшее право владеть царским скипетром было у царевича Демны. 

Пока тот был малолетним, царь Георгий опасности не чувствовал. Однако со временем решил его нейтрализовать и заставил жениться на дочери своего верного визиря, амирспасалара Иванэ Орбели. Тем самым царь избежал того, что его непосредственный конкурент мог породниться с иностранным царским родом и, соответственно, Демна займет царский трон с помощью внешних сил.

Остроумные грузины, или Смеяться не запрещено - истории из жизни знаменитостей Грузии >>>

Иванэ Орбели был первым человеком после царя, и Демна не мог ему предложить ничего большего, чем уже было у первого визиря – должности, имени, величия, денег, имущества. А вот в случае неповиновения первый визирь терял все. Поэтому Георгий III не мог себе представить предательства амирспасалара, и мятеж 1177 года оказался для него полной неожиданностью.

Когда царскому слову нужен нотариус, или Грузины, ставшие жертвой нарушенной клятвы

Постоянной заботой царя, которая заставляла его  крепко задумываться, было намерение возвести на престол его единственную дочь Тамар. Дело в том, что этот замысел подразумевал вызов дворянам. Поскольку нарушался порядок, идущий в Грузии испокон веков. Это, разумеется, Георгий III прекрасно знал. Но был настолько уверен в своих силах, что не отказывался от задуманного. Поэтому он забыл данное ранее обещание о том, что, как только Демна вырастет, уступит ему трон.

Царевич Демна подрос, настало время его коронования, но Георгий III уступать трон не собирался. Из-за этого часть дворян тайно сговорилась – они решили пленить царя, убить его или заточить в монастырь, а на трон возвести Демну.

По сведениям источников, амирспасалар Иванэ Орбели собрал в Агаране (нынешняя территория Шиндиси, Табахмела, Коджори и Цавкиси) 30-тысячное войско и двинулся, чтобы взять в плен царя. Ранее он вел длительные переговоры со знатью и, в конце концов, сумел их перетянуть на свою сторону. В итоге в лагере повстанцев оказалось большинство дворян.

Факты из истории Грузинской церкви: от пинка царю до нарушенного поста >>>

Именно они благословили Демну на царский трон. Царь Георгий III стоял близ Тбилиси с малочисленным войском. Но мятежникам, тем не менее, не удалось его захватить в плен. Дело в том, что к царю явился бывший крепостной одного дворянина, "безродный" Апридон, и сообщил о заговоре. Георгий III ускользнул от нападавших мятежников и сорвал их замысел.

Царь успел войти в Тбилиси и там укрепился. На сторону Георгия III встала гвардия кипчаков под командованием Кубасара. Это были не те кипчаки, которых Давид Агмашенебели переселил в Грузию, а "новые кипчаки", как их называет летописец, наемники. Вскоре явился и мандатуртухуцеси Чиабери и привел на помощь подчиненных ему воинов. Царь перешел в наступление, атаковал расположившиеся в Коджори воинские подразделения и рассредоточил противника. Его сторонники заняли Самшвилде, а затем пошли в поход на Кахети и там также подавили восстание.

"Морской лев", или История грузина Мемеда Бедия, спасшего иранскую принцессу

После этого весь гнев обрушился на восставших, дислоцированных в Картли, у крепости Лоре. Успехи царя разбили и без того зыбкое единство мятежников. Дворяне, чтобы себя спасти, один за другим начали переходить в стан царя. Первым к Георгию III явился Гамрекел-Торели и попросил у него прощения. За ним последовали Григол Анели, Мхаргрдзели и другие. Так постепенно ослабли Иванэ Орбели и его сторонники, зато укрепилась военная сила Георгия III.

Изначально царь провел с восставшими переговоры. Видимо, он либо не надеялся на победу, либо хотел избежать большого кровопролития. Иванэ Орбели сначала не пожелал контакта с царем, но, когда его дела пошли плохо, амирспасалар потребовал у Георгия разделить с племянником царство, что оказалось для царя неприемлемым.

А ряды повстанцев постепенно редели. Тогда Иванэ Орбели попросил помощи у кровных врагов Грузии – шаха Армена и Элгуза атабага. Такой поступок царя был неприемлем для соседей-сельджуков, и они согласились на просьбу грузинских предателей о помощи. Но дальше обещаний дело не пошло, сельджуки не рискнули вмешиваться во внутренние дела Грузии.

Удивительные факты из истории Грузии, или Что вы знаете о собственной стране? >>>

Перешедшие на сторону царя дворяне послали письмо Иванэ Орбели, они советовали подчиниться царю Георгию и передать им царевича. Однако амирспасалар отказался это делать.

Шамкорская битва: помпезный парад грузин и спор, улаженный собаками

В конце концов, брошенный "верными" дворянами царевич Демна понял, что бороться смысла не было, и явился к дяде – попросил простить и сохранить ему жизнь. Это было уже концом мятежа. С просьбой о помиловании пришел к царю и Иванэ Орбели.

Мятеж закончился, но после этого началась трагедия. Царь жестоко наказал повстанцев, в особенности – племянника, которому выкололи глаза и кастрировали. Что касается Орбели, то Иванэ сначала выкололи глаза, а затем вместе с братом и детьми казнили.

После подавления мятежа большая часть дворян-преступников была предана анафеме, у них отобрали имения и должности и изгнали из страны. А на должности, вместо них, царь назначил безродных, но преданных ему соратников. Царский гнев на этом не закончился. Он заставит Грузинскую церковь проклясть всех участников мятежа, за что он дал ей неприкосновенность. А это означало, что Церковь освобождалась от налогов.

В 1178 году Георгий III созвал Церковный собор и наделил Церковь большими привилегиями. А за это потребовал местозаступником объявить Тамар. Так началось "восхождение солнца Грузии".