Добрейшего вам утра! Сегодня на наш балкончик вихрем ворвется неугомонный, противоречивый, талантливейший человек, один из самых выдающихся танцоров современного балета, балетмейстер и, не удивляйтесь, дирижер, "человек-скандал", как назвала его мировая медиа, легендарный Рудольф Нуриев, который родился 17 марта 1938 года.
Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Ее он переделал после того, как уже стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа. Его предками были татары и башкиры, и Нуриев очень гордился, когда о нем говорили, что он был потомком Чингизхана. Именно поэтому отличался самовольным, горделивым и взрывным характером.
С добрейшим утром: на фоне Марша Мендельсона >>>
Великая Майя Плисецкая говорила, что "пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. А попросту сказать, дарование Рудольфа Нуриева уже тогда обладало чудодейственным свойством согревать сердца, освещать людям путь во тьме их существования, а то и сжигать в человеке зло и неразумие".
Известная французская писательница Франсуаза Саган характеризовала его, как "мужчину в трико и балетных туфлях, одинокого и красивого, смотрящего в тусклое зеркало взглядом недоверчивым и восхищенным на отражение своего Искусства".
Хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве первого танцевального эпизода я подобрала танец из балета "Гаянэ", чтобы подтвердить мнение критиков и профессионалов в связи с тем, что Нуриев после прославленного танцора Вацлава Нежинского был первым, кто сумел поднять мужской балет на ту вершину, которую в балетном искусстве обычно покоряют женщины.
С добрейшим утром: Ирина Бугримова и тигры у ее ног >>>
У Рудольфа было очень тяжелое детство. В 1941 году, после начала войны, отец ушел на фронт, а мама вместе с детьми была эвакуирована в Башкирию, в село Чишуана близ Уфы, где и прошло детство Нуриева. Семья настолько нуждалась, что зачастую за весь день на их столе бывал лишь кусок козьего сыра и несколько картофелин. Однажды маленький Рудольф настолько проголодался, что не выдержал, схватил кастрюлю, в которой варился картофель, ошпарился кипятком и попал в больницу. Он вспоминал, что там, по сравнению с домом, его настолько хорошо кормили, что ему уже не хотелось уходить, и, вернувшись домой, он частенько подумывал, не повторить ли этот болезненный эксперимент.
В 1948 году его старшая сестра Роза привела Рудольфа, который в то время уже танцевал в школьном хореографическом ансамбле, к своему педагогу по танцам, бывшей балерине Анне Удальцовой, которая некогда выступала с Анной Павловой и дружила с Федором Шаляпиным. Через несколько месяцев Удальцова заявила, что Рудольф - будущий гений. И она не ошиблась.
14-летний Рудольф был вынужден убежать из дому, поскольку вернувшийся с фронта отец был категорически против, чтобы его единственный сын танцевал на сцене и смеялся над его "немужским" выбором.
И та же замечательная женщина, Анна Удальцова воспользовалась своими знакомствами и отправила Рудольфа в самую лучшую на то время балетную школу - Ленинградское училище имени Вагановой. Ровно через неделю талантливого юношу приняли, но он не мог правильно ставить ноги в первую позицию.
Нуриев трудился до изнеможения. Он понимал, что это единственный шанс для исполнения его мечты, который он должен был использовать до конца.
После окончания училища Нуриева пригласили в Большой театр, в Театр имени Станиславского и в Ленинградский театр имени Кирова. Он предпочел третий вариант и стал партнером замечательной балерины Натальи Дудинской.
На протяжении трех лет работы в театре Нуриев исполнял почти все ведущие партии, сам выбирал себе костюмы и вносил изменения в хореографию. У него был довольно сложный характер, он не подчинялся принятым в обществе правилам. Отличался способностью проводить свое мнение и стремлением к свободе. Разумеется, это многим не нравилось.
Примечательно, что близкие друзья Нуриева всегда подчеркивали, что его определенная грубость, цинизм и бравада были самозащитой, и что он подобным поведением хотел защитить от бесцеремонных сплетен и взглядов только его собственные, существующие в нем самом ценности.
В 1960 году, в конце гастролей Театра имени Кирова в Париже, в аэропорту Ле-Бурже, откуда театр отправлялся в Лондон, Нуриеву объявили, что он должен был вернуться в Москву. Рудольф понял, что было принято решение о строгих мерах в отношении него, и опередил события - остался в Париже, попросив политическое убежище. С того дня начался, как он говорил, его свободный полет.
Уже через неделю он выступал как солист интернационального балета Маркиза де Куэваса в балете "Голубая птица". Затем Рудольф отправился в Копенгаген, где познакомился со своим будущим педагогом, легендарной Верой Волковой, и через нее - с неповторимой балериной, дамой (это звание, наподобие рыцаря, только для женщин) Марго Фонтейн, которая в последующие 15 лет оставалась его королевой.
Когда они встретились, Рудольфу было 24, а Марго - 43 года. Их первый дуэт состоялся в балете "Жизель", а в 1964 году балетмейстер Иштон специально для них поставил балет "Маргарет и Армани". Их, одну из самых легендарных и известных пар в истории балета, которая объездила весь мир, называли "вдохновенным союзом самой сдержанной английской дамы и самого взрывного татарского князя".
А люди, как водится, начали сплетничать о романе Рудольфа и Марго. Говорили даже, что Марго родила от него ребенка, который погиб. Но все, кто знал их близко, уверяли, что их связывали только дружеские отношения, и они очень друг друга любили. Когда Марго заболела (у нее обнаружили опухоль), Нуриев оплачивал расходы, связанные с ее лечением. Между прочим, это среди его же друзей вызвало удивление, поскольку Рудольф отличался излишней экономностью и прижимистостью.
О Рудольфе, вообще, было много разговоров. В том числе и о его тяжелом характере, но я считаю, что гении имеют право ошибаться, тем более, когда эти ошибки касаются их личной жизни, и для них это, предположительно, вообще не является ошибкой.
Рудольф в течение 10 лет боролся со страшным недугом и скончался 6 января 1993 года. На панихиде, которая проходила в парижской Гранд-опера, по его завещанию, играли музыку Баха и Чайковского, на пяти языках читали стихи Пушкина, Байрона, Гетте, Микеланджело. Его похоронили в Париже, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Я все же думаю, что Рудольф Нуриев прожил замечательную жизнь. Он достиг своей заветной цели и по сей день считается "принцем, разбудившим балет". А я, как неисправимая оптимистка, напоследок хочу предложить совершенно иного и несерьезного Нуриева. Он оставался принцем, даже когда шутил.
Желаю счастливого, успешного и возвышенного, как прыжок Нуриева, красивого дня!