Заключительная неделя Великого поста называется Страстной седмицей - она посвящена последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя, поэтому все эти дни называются Великими или Страстными.
Православная церковь в Великий понедельник вспоминает евангельское повествование о том, как Иисус проклял дерево смоковницы (инжира), укрытое зеленой листвой, но бесплодное, которое засохло тут же на глазах у Его спутников.
Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. Спаситель на примере смоковницы показал, что в его власти являть и свое правосудие.
Вспоминают в Великий понедельник и целомудренного Иосифа, проданного за 20 сребреников в рабство родными братьями в Египет. И как Иосиф, освобожденный из темницы, господствует над Египтом, согласно Божественному промыслу, так и Христос, восстав из гроба, приемлет власть над миром.
Эти темы являются главным содержанием церковной службы Великого понедельника и отражены в песнопениях в дни Страстной недели.
В Великий понедельник и в последующие два дня вспоминают также последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать.
Мироварение
Чин мироварения начинается в Великий понедельник - миро делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.
Миро освящает Святейший Патриарх за Божественной литургией в Великий четверг. Освящение проходит при открытых Царских вратах после Евхаристического канона.
Миро используется во время Таинства Миропомазания - оно совершается при крещении и представляет собой печать Дара Духа Святого, а также при освящении новых престолов в храме. Освящение Святым миро проводят один раз в 15-20 лет.
Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская православная церковь этим правом пользуется издревле.
Традиции, обряды, приметы
Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия. Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.
Великий понедельник в старину называли чистым - по народным традициям в этот день белили печи и дома, чистили скотину, одним словом, готовились к Пасхе.
Этой традиции многие следуют и сегодня, устраивая генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.
В Великий понедельник, по приметам, все помыслы должны быть чисты - нельзя ругаться, сквернословить и завидовать, чтобы не привлечь несчастья на свой дом.
По церковному уставу, из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты, но многие православные проводят Великий понедельник в строгом посту - без еды и воды.
Знахарки, по традиции, в этот день собирают золу - она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также проводить многие магические воздействия.
Девушки в старину в этот день, по традиции, гадали, выглядывая в окно. Хорошей приметой считалось увидеть образ мужчины, после длительного всматривания вдаль - ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев.
Старушка, появившаяся в окне, сулила три месяца неудач, молодая женщина предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья – считалось знаком примирения и прощения старых обид.
Плохая примета увидеть собаку – люди готовились к тоске и грусти, а кошка сулила богатство и прибыль. Птица, подлетевшая к окну, предвещала приятные новости и знакомства. На смерть близких родственников, по приметам, указывал хромой или косой человек.
Чистое и солнечное небо с утра указывало, что все браки в году будут счастливыми.
По традиции, на заре умывались с серебряной или золотой посуды, чтобы сохранить молодость и достаток в доме.
Материал подготовлен на основе открытых источников