Историческая ситуация требовала того, чтобы в отношении предателей страны царь был строг, но иногда эта строгость переходила в жестокость. Правда, прямых доказательств не существует, но не исключается, что в смерти Давида V могла быть замешана рука сторонников его брата Георгия и отца Деметрэ.
По приказу царя Георгия, были казнены и главари восстания 1177 года, среди которых был его племянник, царевич Демна. Георгий III сначала кастрировал его, а затем запер в темнице, где тот скончался "при невыясненных обстоятельствах".
Словом, можно сказать, что он был Макиавелли своего времени, однако его политика "цель оправдывает средства" делала Грузию только сильнее.
Для Георгия III деспотизм был оружием для установления порядка в стране. Между тем, порядок, действительно, следовало навести. В стране увеличилось число случаев грабежей, не проходило и дня, чтобы их жертвой не становились пилигримы, купцы или путешественники.
Передвигаться по дорогам Грузии стало опасно, в особенности, для купцов, которые несли огромные убытки и, соответственно, воздерживались пускать караваны через нашу страну.
На участившиеся разбои и грабежи Георгий III ответил со свойственной ему жестокостью. Царь очень спешил навести порядок, поскольку наследницей трона была женщина, и он хотел оставить Тамар спокойную, благополучную страну. Поэтому пошел на радикальные шаги.
Преследование воров и разбойников велось в масштабах всей страны. Борьбу против пиратов царь начал с ужесточения законов. Вне зависимости от тяжести преступления, все взятые в плен разбойники подвергались смертной казни. Кроме того, царь значительно увеличил число "искателей воров", в функции которых входило выявлять и арестовывать пиратов, убийц, воров и разбойников, которых впоследствии казнили.
Эти меры принесли результаты. Армянский летописец XIII века Варден Аревелц писал о Георгии III: "Георгий стер с лица земли воров и разбойников. Ввел для всей армии законодательство, согласно которому, за большие и маленькие преступления следовало вешать на деревьях. Повешены были очень многие. На столбах, где вешали преступников, также висели обнаруженные у них предметы, а также домашний скот, собаки, даже мыши… Страх охватил всех. И воцарилось великое спокойствие".
Следует отметить, что рост числа лесных разбойников имел свои причины. Основных их было три.
Во-первых, после Дидгорской битвы на территории Грузии фактически прекратился разгул сельджуков. Войны переместились, в основном, за пределы страны, да и то носили эпизодический характер.
Факты из истории Грузинской церкви: от пинка царю до нарушенного поста >>>
За установлением спокойствия в стране последовал демографический взрыв, и численность населения значительно возросла. Но, согласно существовавшему в то время порядку майората, имущество отца целиком становилось собственностью старшего сына, а остальные сыновья покидали семьи с пустыми руками.
Младшие сыновья во время царствования Давида Агмашенебели становились на военную службу, однако в эпоху Деметрэ I и Георгия III профессиональная армия постепенно развалилась. Соответственно, для оставшихся без ничего рядовых граждан постоянная и доходная военная карьера была исключена.
Во-вторых, Давид Агмашенебели систематически переселял жителей Западной Грузии на вновь присоединенные земли. Однако его наследники Деметрэ I и Георгий III не сумели продолжить экспансию Давида. Соответственно, миграция на новые земли прекратилась, и тысячи полных жизненных сил грузинских мужчин, оставшихся без земли, чтобы прокормиться, занялись разбоем.
В третьих, широкомасштабные заговоры и мятежи, имевшие место в годы царствования Деметрэ и Георгия, закончились поражением. К примеру, в восстании 1177 года принимало участие более 30 тысяч человек. Организаторов восстания казнили, а рядовым участникам сохранили жизнь, однако лишив их имущества и подворий, и, чтобы спастись, большая их часть ушла в леса.