Если пандемия коронавируса практически поставила крест на туристической индустрии не только Грузии, но и всего мира, то про ресторанный бизнес можно сказать - сильно ранила. И мы все тихо роняем слезы и вздыхаем, вспоминая наши любимые хинкальные с фирменными блюдами, ароматную кофейню со свежим капучино или шумный бар с вкусными коктейлями. Увы, все это осталось в прошлом, а когда вернутся эти прекрасные времена – очень большой вопрос, ответа на который пока, к сожалению, нет.
"Один кофе, пожалуйста"
Однако не все владельцы заведений спешат ставить крест на своем бизнесе. Да, признаются, ситуация тяжелая, и к ней никто не был готов. Но, как и в любой стрессовой ситуации, надо мобилизоваться, постараться принять максимально правильное решение.
Именно так рассуждала владелица сети кофеен Erti Kava Ксения Парджиани. Свое первое заведение девушка открыла в далекой высокогорной Сванети. Спустя несколько лет упорных трудов и усердной работы над имиджем бренда Ксения открыла такое же заведение и в столице, прямо в сердце исторического Тбилиси.
"Мы возобновили работу только 31 марта, спустя десять дней после введения в стране чрезвычайного положения. Потому что до этого мы ждали информации о том, какие нормы и положения работы теперь будут приемлемы в условиях сложившейся ситуации. И, вот, когда стало известно, мы возобновили работу", - рассказывает Ксения.
А стало известно то, что кафе и рестораны теперь могут работать "на вынос" или через службы доставки.
По словам девушки, первая сложность, с которой столкнулось кафе – сотрудники больше не могли приезжать на работу на общественном транспорте, как это было раньше, и пришлось оплачивать им такси.
"Еще через неделю, 17 апреля, мы столкнулись с новой проблемой, когда запретили передвижение на легковых автомобилях. Часть наших сотрудников была вынуждена добираться до работы пешком. Десять дней мы все же смогли продержаться, пока действовал запрет", - вспоминает Ксения.
Но перемещение на легковых автомобилях снова разрешено, а, значит, бизнесу Ксении будет теперь легче.
Что касается льгот, предложенных бизнесу от государства - это освобождение от подоходного налога, однако, по словам девушки, это совсем незначительная сумма по сравнению с арендной платой, зарплатой сотрудникам и оплатой "коммуналки".
"Я знаю, что многие представители малого бизнеса из других стран получили солидную компенсацию от государства, которая покрыла в некоторых случаях арендную плату, в некоторых – зарплату сотрудникам. Если бы государство выделило хотя бы пять тысяч лари каждому, то справиться было бы намного легче", - рассказывает Ксения.
Что касается кофейни в Местия, то она закрыта совсем и возобновит работу только с возвращением туристов.
"В случае с Местия, то расходы есть, а дохода нет. Потому что вдобавок ко всему мы снимаем жилье сотрудникам, которые приехали на туристический сезон в Грузию из других стран", - завершила Ксения.
Хачапури на вынос
Владелец кафе RadioCafe Сергей Белый тоже считает, что закрыться на время пандемии - значит закрыться навсегда, поэтому решил любой ценой сохранить успешный бизнес и сотрудников. Благо, ему арендодатель пошел навстречу.
"Женщина, у которой мы снимаем помещение, объективно оценила ситуацию и вошла в положение, поэтому на время чрезвычайного положения упразднила арендную плату. Но это и понятно, ведь ей это тоже выгодно – сейчас вряд ли его кто-то снимет, а после завершения чрезвычайного положения вряд ли появится арендатор", - рассказывает Сергей.
Кафе Сергея славится своими фирменными аджарскими хачапури – их в меню 15 разновидностей с самыми необычными наполнителями. Так же, как и кофейня Ксении, RadioCafe сотрудничает со службами доставки, однако, по мнению бизнесмена, это не самый надежный способ работы кафе.
"Часто происходит сбой в курьерской работе. Например, когда плохая погода и мало курьеров вышли на работу. И, если вблизи нашего заведения нет ни одного из них, то наше кафе даже не отображается в приложении", - говорит Сергей.
По его опыту, хорошо идет работа по сервису "на вынос". В этом важную роль играет местоположение кафе – оно находится напротив большого парка.
"Люди часто приходят погулять, поиграть с детьми, пообщаться, потому что других мест для встреч уже, к сожалению, нет. Естественно, они берут чашечку кофе, что-нибудь перекусить и уютно располагаются в парке", - говорит бизнесмен.
Сергей и его бизнес-партнер запустили свою собственную доставку хачапури на сайте кафе, что, по его словам, намного выгоднее, нежели сотрудничать с сервисами доставки.
Владелец кафе признается, что перестроиться на новый лад было не так уж сложно. Пришлось закупить дезинфицирующие средства, средства защиты – маски, перчатки и одноразовую посуду. Ну и, конечно, приготовиться, что грядут сложные времена.
Сергей признается, что сейчас даже и не думает о какой-либо прибыли в это сложное время. Главное, сохранить бизнес и сотрудников до того момента, как в Грузии и во всем мире наступят лучшие времена.
Меры безопасности
Очень многие люди все же отказались от услуг сервисов доставки еды из кафе и ресторанов. Не все уверены, что в этих заведениях соблюдены меры безопасности. Но, на примерах заведений, где мы побывали, убедились, что, действительно, они соответствуют всем сегодняшним требованиям.
Будь то бариста или повар – они работают в перчатках и масках. Везде расставлены дезинфицирующие средства для персонала и для самих клиентов, которые забирают заказы "на вынос".
"Мы каждый день начинаем нашу работу с дезинфекции – у нас четыре вида дезинфицирующих средств – для поверхностей и для персонала", - показывает владелец RadioCafe.
Бариста из Erti Kava – молодая девушка лет 20 - жалуется, что очень тяжело дышать в маске, находясь в ней постоянно в течение рабочего дня.
"Но другого выбора нет! Сказали надо – значит надо. Главное - сохранить работу кофейни", - говорит девушка.
Если вы не доверяете курьерам службы доставки, то можете воспользоваться новой функцией, которая у них появилась – теперь возможно выбрать бесконтактный сервис, когда курьер положит ваш заказ вам под дверь и удалится.