Наказать, запретить, закопать живьем - дело о гибели футболиста в Грузии комментируют все

Трагедия грузинского футболиста Георгия Шакарашвили, погибшего при загадочных обстоятельствах 19 июня, взбудоражила общество. Колумнист Sputnik Грузия Сандро Мгеладзе попытался разобраться, как через соцсети отреагировало население
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Трагическая гибель Георгия Шакарашвили показала, что жизнь человека вновь ценится не очень высоко, а конфликтная ситуация может возникнуть практически на ровном месте. И мы снова увидели, насколько агрессивно общество в Грузии. 

Многие не считают нужным ждать результатов расследования возможного убийства,  требуя прямо сейчас, немедленно "наказать виновных". Кто-то требует запретить подросткам собираться на вечеринках. А поскольку в конфликте, за которым последовала гибель Шакарашвили, участвовали спортсмены, то некоторые требуют даже запретить спорт, ну или, во всяком случае, те виды спорта, представители которых участвовали в потасовке.

Наказать, запретить, закопать живьем - дело о гибели футболиста в Грузии комментируют все

Георгий Шакарашвили вместе с друзьями находился на вечеринке недалеко от Тбилиси. Между подвыпившими молодыми людьми произошла драка. Затем пострадавшие, которые были в меньшинстве, вызвали подмогу из Тбилиси. Им на помощь из города ринулись две группы на машинах, которые настигли Шакарашвили и его друзей на центральной автомагистрали, и избили. Георгий и его друзья попытались скрыться, однако за ними устроили настоящую погоню. Дальше след молодого человека теряется, а спустя три дня спасатели находят его тело в реке Арагви.

Переизбыток недоверия

Следствие по этому делу продолжается. Арестованы 17 человек, в полиции не исключают, что число задержанных может возрасти.

Скорее всего, судебное разбирательство будет долгим и сложным. В Грузии в делах подобного рода докопаться до истины не просто. Основная причина – подсудимые и свидетели неохотно дают показания и вовсе не рвутся сотрудничать со следствием. Очень часто показания противоречивы и  взаимоисключающи, поэтому, чтобы довести дело до конца, нужно очень уж постараться.

Дело о гибели 19-летнего футболиста – в МВД отчитались о ходе следствия

Вторая проблема – низкий уровень доверия к полиции, прокуратуре и суду. Несмотря на неоднократные реформы, правоохранительная система Грузии, мягко говоря, далека от совершенства и, чтобы заслужить доверие людей, понадобится не один год. До сих пор действия как полиции, так и прокуратуры, и суда в подобных ситуациях вызывали много вопросов, и только повышали недоверие в обществе.

Как это ни цинично звучит, но и у полиции, и у прокуратуры, и у суда появился шанс реабилитироваться. До сих пор родственники Шакарашвили не выражали недоверия следствию, но все, конечно же, зависит от того, насколько профессионально и объективно будет вестись следствие. .

"Закопать живьем"

 Как это принято в Грузии в последнее время, в Facebook и в других социальных сетях моментально затеяли собственное, альтернативное расследование.  "Следствие" это зачастую напоминает суд линча, когда приговор может быть только один и вынести его можно без особых разбирательств.

"Закопать бы этих убийц живьем в землю. Всех до единого", - пишет в Facebook пользователь Нино. "Как только земля носит этих подлецов, стереть бы их с лица земли", - пишет Элисо. Правда, есть и менее агрессивные посты: "Кто вам позволил лишать жизни молодого человека?" - пишет Клавдия, и с ней трудно не согласиться.

Политики, особенно из оппозиционного лагеря, подливают масла в огонь и политизируют эту тему, явно не способствуя снижению уровня агрессии в обществе. Сравнивая гибель Шакарашвили  со старыми резонансными делами - убийством двух подростков во время школьной драки  на улице Хорава в 2017 году или гибелью Сандро Гиргвлиани в 2006 году, они тем самым еще больше разделяют общество на "своих" и "чужих". Это разделение особенно остро проявляется в обществе, и без того накаленном, перед парламентскими выборами.

Дело Гиргвлиани при Саакашвили в 2006 году и история убитого в драке школьника Саралидзе, уже при "Мечте" в 2017 году, в свое время приводили к массовым акциям протеста, которые сразу же перерастали в политические с требованием отставки правительства.

Взрослые где?

Несмотря на огромное количество версий и предположений, сложно не согласиться с одним утверждением. Отпускать подростков 17-19 лет на вечеринку, на которой собирается примерно 50 человек -  без присмотра взрослых, хотя бы одного, категорически неверно. Ну а мнение тех, кто предлагает вообще запретить подобные собрания, явно не выдерживает критики – ведь подростки все равно соберутся, но тайно, и проконтролировать их будет куда сложнее. Тем более после отмены карантина, когда все рвутся на волю и стараются повидать друзей, которых не видели уже несколько месяцев.

Грузинские депутаты обвинили СМИ в преднамеренной дискредитации спортсменов

Так что контролировать, а не пускать на самотек вечеринки, да еще с выпившими подростками, которые, возможно, приняли и другие "веселящие" средства, пожалуй, самый эффективный метод для превенции подобных случаев в будущем.

Еще одним защитным механизмом может стать найм для охраны порядка на подобных вечеринках сотрудников частных охранных структур, которые, если не утихомирят особо буйных, хотя бы вовремя сообщат о конфликте в полицию и трагического конца удастся избежать. Тем более нехватки денег у организаторов подобных мероприятий, судя по всему, не наблюдается. 

Всюду политика

Поскольку в Грузии очень политизированное общество, любое чрезвычайное происшествие тут же получает политическую окраску. Даже в наводнении 2015 года в центре Тбилиси оппозиция обвиняла правительство Грузии – мол, вовремя не приняло надлежащих мер, что привело к гибели людей. В свою очередь, власть тогда отплатила той же монетой и обвинила во всем прежнее руководство страны, которое, дескать, построило дорогу в опасной близости от реки с нарушением норм безопасности. Это лишь один из примеров. А подобные "разборки" на ТВ и в социальных сетях всегда вызывают всплеск агрессии.

Конечно, существует выражение, что в споре рождается истина, но происходит это, скорее всего, лишь если все участвующие в споре стороны действительно хотят докопаться до истины.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции