Восемь лет за бортом власти: трансформация партии Саакашвили в Грузии

Большинство жителей Грузии в преддверии выборов очень любят порассуждать, при какой власти лучше жилось и кого стоит выбрать сейчас, тем более, что выбор довольно большой
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия уже зарегистрировала 34 партии для участия в парламентских выборах 2020 года, и это еще далеко не конец.

Выборы все ближе, а кандидатов снова нет: что происходит в грузинской оппозиции>>

Подкуп или забота? Грузинская оппозиция упрекнула власти за помощь населению

Однако все в Грузии понимают, что львиная доля голосов распределится между двумя "титанами" - правящей силой "Грузинская мечта – демократическая Грузия" и бывшей правящей партией "Единое национальное движение". Они-то и заберут около 70% голосов, остальным партиям придется подбирать остатки.

В истории современной Грузии эта ситуация сама по себе уникальна, ведь "Единое национальное движение" - пока единственная партия страны, которая даже спустя восемь лет после смены власти, в принципе, реально может претендовать если не на власть, то на второе место в выборах. Это подтверждают и опросы общественного мнения, которые перед выборами обычно плодятся, как грибы после дождя.

Да и в любом случае "Единое национальное движение" - пока единственная партия в стране, которая ушла из власти не путем войн и революций, а путем выборов 1 октября 2012 года, демократичность которых признали все международные наблюдатели.

И пока она единственная бывшая правящая партия, которая даже через восемь лет нахождения в оппозиции остается на плаву, правда, уже в новом, трансформированном виде.

Трансформация как следствие распада

За восемь лет в оппозиции "Единое национальное движение" претерпело серьезную трансформацию и, в первую очередь, с точки зрения костяка лидеров партии.

Еще во время правления партии каждый житель Грузии знал, что фактически "Нацдвижение", которым руководил на то время президент Грузии Михаил Саакашвили, стоит на трех "китах" и теперь уже "антигероях" грузинского общества – Зурабе Адеишвили, Вано Мерабишвили и Бачо Ахалая.

Благотворительность или подкуп? НПО упрекнула грузинские партии за помощь старикам

Двух из них - Ахалая и Мерабишвили - посадили в тюрьму почти сразу после прихода к власти "Грузинской мечты" за различные служебные преступления, а вот Адеишвили удалось вовремя уехать из страны и получить политическое убежище в одной из европейских стран. Правда, от перспективы тюрьмы это его не спасло, так как ему также заочно был вынесен приговор по ряду дел.

Тюрьма в Грузии маячит и перед бывшим лидером партии, а ныне украинским политиком Михаилом Саакашвили. Именно невозможность приехать в страну из-за вынесенного заочно приговора и заставила экс-президента страны отказаться от должности председателя партии. Правда, это обстоятельство, как и потеря гражданства Грузии, не заставили его отказаться от желания вернуться в грузинскую политику.

Однако даже если Саакашвили когда-нибудь и вернется в страну, его ждет большое разочарование, ведь партия, созданная им в начале двухтысячных, к 2020 году растеряла и свою мощь, и своих лидеров. Многие из бывших лидеров его команды больше не хотят видеть Саакашвили у руля страны.

Распад "Нацдвижения" проходил постепенно. Сначала уходили отдельные яркие персоны партии: Зураб Джапаридзе, Георгий Вашадзе, Гога Хачидзе и так далее.  

Однако уже в 2016 году происходящие внутри партии перепитии стали самыми обсуждаемыми на протяжении нескольких месяцев.

Эта история началась после второго подряд проигрыша "Нацдвижения" на парламентских выборах осенью 2016 года. Недовольный сложившейся ситуацией Саакашвили требовал вывести народ на улицы, однако большинство лидеров партии, находившихся в Грузии, посчитали, что революционные амбиции экс-президента неуместны.

Конфликт между Саакашвили и членами политсовета партии Грузии привел к тому, что в конце 2016 года многие лидеры "Нацдвижения" покинули партию и создали свою команду под названием "Европейская Грузия – движение за свободу".  Не отстали от них и покинувшие партию в первой волне бывшие лидеры – Зураб Джапаридзе и Георгий Вашадзе.

И таким образом, как сейчас модно говорить в Грузии, "кластер Нацдвижения" разросся, но власти так и не вернул.

Да и сами лидеры "Нацдвижения" поняли, что в одиночку им придется трудно, и создали объединение "Сила в единстве", которое показало неплохой результат на президентских выборах, но стало распадаться через два года.

Шансы партии сегодня

В том, что "Нацдвижение" сможет взять второе место на выборах в парламент, уверены почти все грузинские политологи.

Шансы "Нацдвижения", в принципе, подтверждает и статистика прошлых выборов, которая также показывает и растущую поддержку этой партии.

Голоса "Нацдвижения" на выборах с 2012 по 2018 годы

 Год  Вид выборов  Количество голосов  Доля проголосовавших
 2012 Парламентские 867 432 40,34%
 2013 Президентские 354 103  21,72%
 2014 Органы местной власти 317 395  22,42
 2016 Парламентские 477 053 27,11%
 2017 Органы местной власти 256 547 17,08%
 2018 Президентские 601 224 37,74%

А вот первое место почти никто из них и не рассматривает, делая ставку больше на всю оппозицию, чем на отдельный субъект.  

В этих парламентских выборах один подводный камень, который может превратиться в риф для крупных партий, в том числе и "Нацдвижения", - барьер в 1% для всех партий.

Если объяснять простым языком, все партии, которые наберут минимум 1% голосов избирателей, заберут из полагающихся партиям 120 мест в парламенте по одному. С учетом числа претендентов и опросов, показывающих, что старые партии уже всем надоели, может серьезно сократить места своих крупных конкурентов, и, таким образом, вполне возможно, что прогнозы о коалиции оправдаются. Правда, кто будет ее создавать и по какому принципу, сейчас не берется прогнозировать никто – слишком часто меняется погода там, где есть "Нацдвижение" и стоящий за ее спиной Саакашвили.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции