Столица Грузии по праву считается одним из красивейших городов страны. Веками он давал вдохновение поэтам, художникам и архитекторам. Уникальную атмосферу Тбилиси придают не только особая грузинская культура, открытость и теплота жителей города, но и архитектура и интересные места. Именно они дополняют и подчеркивают характер и атмосферу города. Через них город дышит историей.
Однако жителям Тбилиси знакома и другая, менее приятная сторона тбилисской архитектуры. К сожалению, за пределами туристических районов города нам часто приходится уживаться с проблемой родом из 90-ых годов, которая дотянула до наших дней.
Речь идет о самовольных пристройках, которые получили широкое распространение в тот период и продолжают появляться до сих пор.
Практически в каждом районе города можно увидеть многоквартирные дома, к которым пристроены балконы, а на крыше размещены мансарды. При этом хаотичный и бесконтрольный характер этих пристроек сильно обезображивает вид дома, двора, района, а затем и города.
Проблема в том, что дело не ограничивается "балконом" в общепринятом смысле. К подъезду дома часто "приращена" треть, половина, а иногда и равная основному зданию конструкция.
Эта практика зародилась в 90-годы, когда страна переживала тяжелейший социально-экономический кризис. В тот период государственные институты были настолько ослаблены и разрознены, что вопрос сохранения архитектурного облика был далеко и надолго отброшен с повестки дня.
По всей видимости, это явление начало распространяться с отдельных прецедентов. Житель какого-нибудь многоэтажного дома решил воспользоваться удобным случаем и расширить жилплощадь путем пристройки балкона. Соседи подглядели друг у друга идею и увидели, что наказания за это самоуправство нет.
В итоге эта практика распространилась на всю страну. Каждый наш город пострадал от этой проблемы. На примере Тбилиси мы видим, как попустительство надзорных органов и безответственность наших сограждан в этот сложный для страны период нанесли непоправимый урон облику города. И дело здесь не только во внешнем виде зданий. Речь идет об их безопасности и долговечности.
Каждую постройку возводят с учетом многочисленных архитектурных параметров, которые касаются почвы, стройматериалов и природных условий.
А все эти пристройки ведут к обветшанию зданий и могут представлять потенциальную угрозу для жильцов и окружающих. Часто можно увидеть, как на таких зданиях образуются трещины, пристройки кренятся или откалываются от основной постройки.
В конце концов, Тбилиси является сейсмически активным городом. Сильный толчок может стать причиной обрушения таких самовольных конструкций, которые несут потенциальную угрозу для нас самих.
Но можно ли как-то исправить ситуацию? Можно. Однако для этого потребуется много времени и других ресурсов. При этом, усилия нужны как со стороны наших властей, так и от нас самих.
Одним из важнейших шагов на пути к ликвидации последствий этого архитектурного феномена является запрет на самовольное возведение пристроек к многоквартирным домам. Хоть эта мера и запоздала достаточно сильно, но с 2016 года такие строительные работы проводить нельзя.
Несмотря на то, что это решение не сможет ничего поделать с уже имеющимися пристройками, оно поможет предотвратить активный рост их числа в будущем. До сих пор мы можем видеть, что люди все еще пристраивают самовольные конструкции, но такого массового характера эта практика уже не имеет, к счастью.
В этом вопросе необходима консолидация усилий государственных институтов и обычных граждан. Мы сами должны стремиться не обходить этот закон, а попытаться осознать и принять необходимость сохранения красоты архитектуры.
В долгосрочной перспективе, если реализации запрета на самовольные пристройки власти будут систематически уделять достаточно внимания, то город постепенно обновится.
Это длительный процесс, но каждое здание устаревает, его сносят и возводят новое. Разумеется, есть исключения, но будем надеяться, что изуродованные пристройками дома никто не станет причислять к объектам архитектурного наследия, которые нужно реставрировать.
Что касается среднесрочных перспектив, то здесь все сложнее. О сносе относительно новых домов пока речи быть не может, поэтому уже существующие пристройки едва ли кто-то будет трогать.
Единственным выходом для уже имеющихся пристроек может стать попытка привести их к однообразию посредством косметического ремонта. Однако здесь речь идет о масштабной программе, которая подразумевает либо дополнительную нагрузку на население, либо на бюджет.
Оба варианта в нынешних экономических условиях кажутся неприемлемыми. У нашей экономики и до пандемии были более экстренные статьи расходов, а сейчас нам совсем не до архитектурной эстетики.
Таким образом, в ближайшее время полностью решить проблему самозастроя многоквартирных домов никак нельзя, увы. Остается лишь контролировать соблюдение уже имеющегося закона и предотвращать появление новых пристроек.
А до тех пор эти архитектурные изъяны на славном лице нашей столицы будут молча сопровождать нас, ожидая далекой реновации.