Мы, как говорится, из одной крайности впадаем в другую, и до сих пор никак не можем найти "золотую середину". Поэтому каждая деталь и новые обстоятельства, связанные с жизнью великого военачальника, вызывают большой интерес.
Полноценно воссоздать штрихи личности Георгия Саакадзе очень помогают воспоминания непосредственного очевидца казни полководца Али Абдуллы Шахнавазяна.
О беглых Георгие Саакадзе и сопровождавших его лицах, находившихся в Османии, довольно интересные факты описаны также францисканским монахом Эмилио де Милано, и опираясь на них, можно относительно восстановить последние минуты жизни Георгия Саакадзе, а также реальные причины уничтожения города Алеппо.
В октябре 1629 года сирийский город Алеппо превратился в руины. Многие историки в качестве причины называют сильное землетрясение, однако реальность совершенно иная. К счастью, сохранились записи кадия города Алеппо того периода (кадий в Османской империи был одновременно реальным правителем города, духовным лицом и судьей, который по Корану выносил приговоры) Али Абдуллы Шахнавазяна, который уничтожение Алеппо относит не на счет землетрясения, а считает, что это было делом рук грузин.
Укрывшийся в Османии Георгий Саакадзе не терял надежды вернуться в Грузию и с грузинами, находившимися там вместе с ним, ждал удобного момента. А свита у него собралась в Османии немалая. Его лагерь с каждым днем пополнялся все новыми воинами.
После поражения в базалетском сражении вместе с Саакадзе Грузию покинули множество его сторонников. Кроме того, вокруг него объединились проживающие в Османии (Стамбул, Сирия, Ирак, Египет) грузинские мамелюки и янычары.
Великий моурави был надеждой находившихся вдали от родины грузин. Они беспрекословно выполняли желания своего вождя и были готовы стоять рядом с ним до последнего вздоха.
Однако великому моурави не суждено было вернуться на родину. Видимо, у его врага – царя Картли и Кахети Теймураза Первого были свои агенты в лагере Саакадзе, и он через них узнал о планах последнего.
Теймураз не стал медлить и послал гонца к великому визирю Османии с подробными деталями плана Саакадзе.
Визирь и сам не был расположен к великому моурави и искал повод, чтобы с ним расправиться, поскольку воинская слава беглого грузинского полководца не давала ему покоя. Завистливый визирь использовал полученные сведения как повод и приговорил Саакадзе к смертной казни.
Согласно воспоминаниям Али Абдуллы Шахнавазяна, Георгий Саакадзе перед тем, как его обезглавили, так громко выкрикнул "Слава Грузии!", что стены Алеппо задрожали. Это на Али Абдуллу произвело настолько большое впечатление, что он написал в письме молодому султану Мураду Четвертому, дескать, мы убили великого грузина, от его крика дрожали станы Алеппо.
Грузинские легенды: жизнь, подаренная врагу >>>
Султан, который очень ценил кадия Алеппо, забеспокоился, а вдруг Аллах не простит ему кровь невинного человека. Он сначала лишил Хусрев-пашу звания визиря, а позднее казнил его. Это произошло в 1631 году.
Францисканский католический монах де Милано вместе с двумя другими падре в записях, сделанных в сирийском городе Рака, упоминает и Георгия Саакадзе. 3 октября 1629 года он видел в Раке большой военный лагерь, который принадлежал не османам, а грузинам – 15 тысяч хорошо оснащенных грузин на лучших скакунах ждали командующего.
От одного из грузин – атабага Ионы Ибрагима Эмилио де Милано узнал, что этого человека воины называли великим моурави. У воинов на груди висели одинаковые медальоны, пишет Эмилио, на которых была выбита какая-то фраза на грузинском языке. Эта надпись расшифрована.
В 1987 году бельгийский археолог Поль Вам Хинст разрыл цитадель крепости Алеппо и обнаружил там металлический медальон с диском (он до 1998 года хранился в музее Алеппо). Такие медальоны были у всех воинов рати Саакадзе, а надпись на нем гласила: "Слава Грузии".
Однако, когда де Милано побывал в лагере грузин, великого моурави уже не было в живых. Хусрев-паша обманом захватил Георгия Саакадзе вместе с небольшой свитой и отдал на расправу палачам. Сначала убили моурави, затем обезглавили его сына и остальных.
Когда в 15-тысячном грузинском лагере стало известно о казни Георгия Саакадзе, войны немедленно оседлали коней и, возглавляемые атабагом Ибрагимом (Ионой), двинулись на Алеппо. Грузинское войско атаковало городи, взяв его, буквально сровняло с землей…
После смерти великого моурави грузинские войны переплавили медальоны, отлили из них крест и установили его на могиле почитаемого военачальника. Сегодня и могила, и крест потеряны. Неизвестно так же, какая судьба постигла оставшихся без командующего 15 тысяч грузин. Знаем лишь, что Алеппо долгое время был в руинах, и восстанавливать его стали по приказу султана Махмуда II лишь в начале XIX века.