По единодушному мнению прессы, к главным факторам и персонажам предстоящих выборов непременно следует добавить неопределившихся избирателей. Удельный вес их в Грузии настолько внушителен, что способен кардинально отразиться на итогах голосования
У грузинской власти в этом смысле, можно сказать, мистическая судьба. Состав будущего законодательного органа отдан на волю факторов, прямого отношения к парламентским выборам не имеющих.
Михаил Саакашвили, наиболее весомый оппозиционный лидер, не является гражданином Грузии, не представляет формально ни одну из партией и находится в розыске. Бидзины Иванишвили среди кандидатов нет вообще. Коронавирусу, будь он живым существом, на все, похоже, наплевать. Как, собственно, и многим из разочарованных неопределившихся избирателей…
По форме "одноразового контракта"
Мифологизм существующей государственной и политической системы в том, что Бидзина Иванишвили, как считает эксперт Гия Хухашвили ("Квирис палитра", 21-27.09), создал себе комфортный статус. В условиях ХХI века анахронизм, когда неинституциональное лицо обладает фактической властью, принимает решения, а ответственность переадресовывает на других.
Такие деформации выхолащивают государственное управление, лишают его смысла, подрывают авторитет. Однако на пост премьера Иванишвили претендовать не стал, хоть это и было бы разумным решением. Намерен ли он в таком случае отстраниться от власти, дав правительству возможность работать самостоятельно? В противном случае можно растерять политические очки, честно заработанные в борьбе с пандемией, - предостерегает Хухашвили.
Другой фактор – коронавирус – продолжает наступать. Обозначился скачкообразный рост случаев смертности ("Резонанси", 25.09). Ограничения пока коснулись только Аджарии, где на две недели сдвинуто начало учебы, остановлена работа общественного транспорта и т.д. В целом же в связи с ростом нагрузки стационарное лечение будет осуществляться лишь в тяжелых случаях.
Если тяжелые формы участятся, может повториться то, что было в Италии. По показателям инфицирования за сутки Грузия уже обошла соседние Азербайджан и Армению (24.09). Но пока специалисты увязывают эту статистику с ростом масштабов тестирования. Инфекционист Марина Энделадзе подчеркивает – рост инфицированных не отразился на проценте смертности (25.09).
Однако ситуация в мире и внутри страны продолжает крайне отрицательно отражаться на экономике. Началось разорение населения, бьет тревогу "Резонанси" (25.09), у девальвации лари нет пределов. Курс к доллару может зашкалить за 3.50 и выше. Он уже поставил к стенке, как образно выразилась газета, местный бизнес. А число неимущих в стране возрастет вдвое (22.09).
Президент Нацбанка Коба Гвенетадзе заверяет, что с окончанием выборов курс лари вернется к уравновешенным показателям. Но перспектива выглядит очень туманно, и газета заключает, что центральный банк и правительство опустили руки (24.09). Казалось бы, вот повод для серьезных разочарований народа в действующей власти - однако никто пока не сумел убедить людей, что в состоянии управлять страной лучше.
В таких условиях избирателям не останется ничего другого, как заключить с властью "одноразовый контракт", пишет "Квирис палитра".
"Оживить мертвеца"?
Политические лидеры за месяц до выборов торопятся наверстать упущенное. Давид Бакрадзе активно заговорил о коалиционном правительстве, подчеркнув, что однопартийное правление означает продолжение кризиса ("Резонанси", 23.09). В целом большинство лидеров оппозиции упрямо предрекает кончину "Грузинской мечты" и ее основателя. На фоне иного мнения экспертов называть такую позицию стратегией или тактикой выглядело бы сильной натяжкой.
"Америка может наложить арест на имущество Иванишвили", - утверждает в "Ахали таоба" (25.09) политолог Ника Читадзе, не думая о том, что косвенно обвиняет США в финансовом давлении. "Грузинская мечта" исчерпала все ресурсы", "Грузинская мечта" должна понять, что проиграть выборы – не трагедия". Это материалы в том же номере газеты.
"Лело" тем временем грозится набрать едва ли не четверть всех голосов. А ее лидер, бывший банкир-олигарх Мамука Хазарадзе, похоже, не понимает, насколько странно звучит из его уст лозунг, призывающий покончить с частным ростовщичеством ("Резонанси", 23.09). Все это в интересах банковского сектора, ибо какая, собственно, разница, кто ссужает деньги под процент, недоумевает депутат Давид Чичинадзе. У партий нет экономических программ – одни лишь пожелания, добавляет эксперт Амиран Салуквадзе. ("Ахали таоба", 25.09).
Радикальная оппозиция готовится не к 31 октября, заключает "Сакартвелос Республика" (24-25.09), а к 1 ноября. То есть, всячески будет пытаться дестабилизировать обстановку после выборов, чтобы, не имея другого шанса, взять реванш таким образом. И делает ироничный вывод: "Нельзя оживить мертвеца".
У Саакашвили, как и у оппозиции, нет выбора
"Национальное движение" представило список мажоритариев, охватывающий почти все избирательные округа ("Ахали таоба", 24.07). Тем самым националы как бы поставили жирную точку в оппозиционной солидарности. Впрочем, большинство аналитиков рассматривает позицию как единственно верную. "У "Национального движения" рейтинг по меньшей мере втрое выше, чем у все остальной оппозиции", - заявляет в "Ахали таоба" (23.09) Леван Хабеишвили.
При этом Саакашвили остается для националов наиболее важным мобилизующим фактором. Вместе с тем, именно экс-президент стал одной из главных причин раскола. Многие ему явно не доверяют. И считают, что идея Саакашвили относительно единого списка лишь ставит целью ослабить конкурентов по оппозиции (22.09).
В принципе, сказанное вполне устраивает правящую команду. "Партии больше думают о Саакашвили, чем о том, как одержать победу над Иванишвили", - сокрушается бывший депутат Мурман Думбадзе ("Ахали таоба", 23.09).
Раскол в оппозиции уменьшает ее шансы оказать реальную конкуренцию "Мечте". Соперничество между партиями понятно, но ситуацию обостряет позиция "Нацдвижения" и, в частности, Саакашвили, полагает политолог Вахтанг Дзабирадзе ("Резонанси", 23.09). Добавив, что из-за внутренних противоречий оппозиция теряет часть избирателей. Голоса может потерять и "Мечта", но, как предполагает эксперт Торнике Шарашенидзе, они уйдут к мелким партиям, а не к основным оппозиционным силам ("Ахали таоба" 22.09).
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции