"Вывернули карманы, но отдохнули" - как грузины поддержали внутренний туризм

Летний туристический сезон в Грузии можно считать завершенным, разве что октябрь еще порадует теплыми днями. Но общие итоги "пандемического лета" уже ясны
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Не имея возможности выехать за границу в условиях коронавируса, жители Грузии воспользовались призывом правительства и провели летние каникулы на родине, открыв ее с совсем другой стороны.

Коронавирус не позволил воплотить в явь амбициозные планы властей по возрождению важнейшей для экономики Грузии отрасли, и скептические прогнозы экспертов оправдались - доходы от туризма по сравнению с прошлым годом сократились более чем в четыре раза, и за январь-июль эта сфера принесла стране лишь 468,6 миллиона долларов.

Туристический сезон 2020 в Грузии: чьи ожидания оправдались

Среди лидеров по посещаемости в летний период можно выделить черноморские курорты, где было так много отдыхающих, что, к сожалению, такая популярность стала причиной молниеносного распространения в Аджарии COVID-19 и появления новых "кластеров".

"Вывернули карманы, но отдохнули" - как грузины поддержали внутренний туризм

Очень многие остановили свой выбор на горных регионах - Сванети и Раче.

В беседе со Sputnik Грузия эксперт по экономическим вопросам, профессор Сосо Арчвадзе отмечает, что даже для путешествий по родной стране жителям пришлось в буквальном смысле вывернуть карманы, так как кризис сильно пошатнул финансовое состояние каждого из них.

Нацбанк Грузии подсчитал потери сферы туризма: власти расширяют помощь отрасли

"С одной стороны, граждане Грузии более обстоятельно ознакомились с достопримечательностями своей страны. Можно даже сказать, что они стали более патриотично настроенными... Но это в целом компенсировало те доходы, которые страна потеряла из-за отсутствия иностранных туристов, максимум на одну треть", - говорит Арчвадзе.

Он считает, что доходы от туризма в этом году внушительно сократились.

"То есть если прошлогодние туристические доходы можно оценить на 100%, то в этом году максимум 35-40%. Падение довольно-таки существенное. Но надо учесть, что объем иностранного туризма со 100% упал до 4%, то есть в 25 раз уменьшился поток иностранных туристов. Посмотрим, как будет в последующие месяцы, но не думаю, что будут резкие изменения", - отметил эксперт.

Как коронавирус убивает ресторанный бизнес в столице Грузии - фото >>>

Тем не менее, ярые призывы правительства к населению поддержать сферу туризма и отдохнуть в Грузии дали свои результаты.

"Сезон был очень тяжелым. Мы начали работать с середины июля. Очень неожиданно для себя ощутили полную поддержку населения Грузии. Они сознательно или несознательно, но очень сильно поддержали туристические компании. То есть они обращались в туристические компании для того, чтобы забронировать отели, поездки по Грузии, отдых, экскурсии", - рассказала в интервью Sputnik Грузия начальник департамента по связям с общественностью Ассоциации туризма Грузии GTA, владелец туристической компании Check-in Travel Ия Гедеванишвили.

Турнава: граждане Грузии оказали большую поддержку внутреннему туризму

Таким образом, туристические компании и гостиницы поняли важность работы сообща, что позволило во время "мертвого сезона" вместо огромных убытков вывести бизнес в нули, что уже хорошо, учитывая сложившуюся реальность.

"На самом деле, правительство помогло своими призывами. Очень много грузин, которые понятия не имели, что где находится, начали ездить по Грузии. Естественно, лидер по поездкам - Батуми. У Рачи очень большой потенциал, но, к сожалению, пока нулевые возможности. Поток был большой, а сервис скудный: негде было поесть, остановиться. Мы возили в Рачу людей, и у кого родственники и свои дома, оставались, а туристов некуда было деть. Отели строятся, все начато, но... Сванети была переполнена, но она меньше и, соответственно, меньше отелей и народу, но курорт был полон. А Аджария - огромный регион, все развито, и до конца августа продажи были очень серьезные", - рассказала Ия.

Цифры говорят сами за себя

По данным Национальной администрации туризма, за январь-июль иностранцы осуществили в Грузию 1,6 миллиона визитов - на 75,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Открытие границ безо всяких условий для пяти стран ЕС так и не принесло грузинским туроператорам потока зарубежных клиентов.

 ВизитерыГерманияФранцияЛитваЛатвияЭстония
Июль48 535 международных визитеров803068106
Август48 355 международных визитеров4302353719349

 

Что касается общих показателей визитов в Грузию, интересно, что не все из них являются туристами. По грузинской методологии, все визитеры, которые проводят в Грузии больше 24 часов, автоматически считаются туристами, включая транзитных пассажиров и водителей трейлеров, - отсюда и внушительные цифры.

Как уверяют владельцы гостиниц, особенно семейного типа, этим летом все, в буквальном смысле, боролись за выживание. У кого-то получилось остаться на плаву, а кто-то просто свернул бизнес.

Кризис коснулся всех задействованных в туризме сторон. Так, почти половина туркомпаний в Грузии закрылись навсегда, а их владельцы, в лучшем случае, нашли альтернативные источники для существования.

Много потеряли, но приобрели…

"Сфера потеряли очень много профессионалов. Из тех компаний, которые я знаю, на сегодняшний день закрылась уже половина. Эти люди остались не у дел. Многие перешли в фермерство, занялись сельским хозяйством. Очень многие вернулись в деревни и стали выращивать свои продукты. Вот в этой части случилось очень неплохо для нас", - рассказала Гедеванишвили.

Гедеванишвили: в Грузии туристический бум сменился агропромышленным

Так, по ее словам, туристический бум плавно превратился в агропромышленный.

"Все ринулись что-то сажать, что-то выращивать, причем уже соревнуются между собой, кто лучше вырастит, у кого лучше получится. Они привозят это в Тбилиси и здесь продают. Бывшие гиды, например, продают теперь свою продукцию нам же. Она качественная, и мы очень рады. Они зарабатывают и не находятся в плачевном состоянии", - сказала Гедеванишвили.

Кончено, несмотря на эти маленькие победы, о прибыли компании говорить не приходится.

"Нам было важнее не заработать лишние три копейки, а дать возможность компании остаться на плаву, не закрыться в будущем. Точно так же поступали наши отели, которые спустили цены практически в 20 раз, но и наша прибыль составляла буквально 5-10 лари. Это то, что мог себе позволить дать нам отель. Зато, во-первых, они не потеряли квалификацию. Пришлось переориентировать моих операторов, которые работали на выездной туризм, добавить их к внутреннему туризму, никого не уволили. И еще один плюс - компания осталась на рынке, мы не потерялись", - подчеркнула Гедеванишвили.

Сегодня представители сферы надеются на улучшение ситуации с начала 2021 года, полагая, что зимний сезон станет началом возрождения туризма в Грузии. Но получится так или нет, решать коронавирусу, который не спешит ослаблять хватку.