Благодаря защите культурного наследия в кулинарии, соблюдаются традиции, сохраняется национальная идентичность, создаются условия для полного раскрытия гастрономических изысков в интересах общества. Это формирует у народов чувство самобытности и преемственности, помогает развиваться творчеству и вносит вклад в улучшение социальной среды. Но не все так просто, пишет колумнист Sputnik Армения.
Не имея шансов выиграть в военном противоборстве с Россией, Украина решила взять реванш в битве за борщ. Однако без помощи Запада не обошлось и здесь - решением ЮНЕСКО борщ признан прерогативой Киева и внесен в список нематериального культурного наследия Украины. При всем при том страна готова с радостью делиться рецептом изготовления блюда со всеми "цивилизованными странами и даже с нецивилизованными людьми, чтобы у них тоже было хоть что-то яркое, вкусное и украинское". Так сказал министр культуры Украины Александр Ткаченко.
Жаль, раньше борщ просто ели. Наш борщ в защите не нуждается, а подлежит немедленному и полному уничтожению в тарелке, так ответила на слова украинского министра культуры официальный представитель МИД России Мария Захарова, и он многим пришелся по вкусу.
Что еще на очереди? Признание свинины украинским национальным продуктом?
Между тем, кулинарные бои придумали не сегодня и не на Украине. Ну, например, в последние десятилетия дипломатическая напряженность не раз возникала между Южной Кореей и Китаем. Из-за чего ссорились? Предмет спора – квашеная капуста, которую одна сторона считает своим национальным блюдом, а другая говорит– ничего подобного!
Чуть ниже расскажу и о других конфликтах на заданную тему, но сказать об армяно-грузинском несовпадении по поводу происхождения мацуна в последнюю очередь было бы просто несправедливо.
Не так давно Грузия запретила транзит армянской продукции с маркировкой "мацун" (широко распространен на Кавказе, в Малой Азии и на Ближнем Востоке). Запрет ввели из-за того, что наши соседи запатентовали свой национальный продукт "мацони" в качестве продукта интеллектуальной собственности и потому он не может экспортирован в Россию через Грузию. Ведь Тбилиси уже зарегистрировал "мацони" в качестве своего географического названия. Теперь Армения вывозит свой мацун в Россию с надписью "Армянский горный йогурт". Пусть так, продукт от этого хуже не стал, не воевать же из-за этого с соседями.
Сложнее с долмой, которую азербайджанцы с 2017 года включили с список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Но еще раньше славный герой фильма "Мимино" в исполнении Фрунзика Мкртчяна говорил не менее славному персонажу из того же фильма (Вахтанг Кикабидзе):
- Валик-джан, зачем тебе большая авиация? Поедем ко мне домой, мама долму готовит. Ты любишь долма?
- Нет.
- Потому что у вас не умеют готовить долма. А настоящая долма...ммм...
- Нет.
- Потому что у вас не умеют готовить долма. А настоящая долма...ммм...
Теперь два слова о хаше. "Это армянская ритуальная еда. Она представляет из себя горячий суп и является в своем роде особенным, т.к. в холодном виде его есть просто невозможно, поясняет энциклопедия. (Очень даже возможно, только в замороженном виде блюдо называется "холодец" С.Б.). Как ритуальную еду хаш подавали и массово, и ритуально, и на дружеских застольях". Конец цитаты.
Ел хаш в Тбилиси, в Баку, в Москве, в Америке, не говоря уже об Армении. Армяне обычно настаивали, что вкуснее всего его варят свои, но, говоря об этом, про ЮНЕСКО как-то не вспоминалась. У нас лучше хаш и матнакаш, у кого-то – бозбаш, где-то гуляш…
Съели, поговорили, разошлись в крайнем случае опять вспомнили "Мимино":
-У нас в Дилижане на кухне воду открываешь - второе место в мире занимает!
- А первая в Ереване, да?
- Нет, в Сан-Франциско.
-А Боржом? Сначала подумай, потом говори!
- А первая в Ереване, да?
- Нет, в Сан-Франциско.
-А Боржом? Сначала подумай, потом говори!
… Конфликты вокруг национальных блюд, часто не стоящие выеденного яйца, разгорались еще в середине шестнадцатого века и касались картошки: происхождение клубней, которые лежат чуть ли не во всех домашних кухнях мира, и сегодня остаются предметом спора между европейцами и странами Южной Америки. Кто первый пожарил и съел, никем пока не доказано.
Тем временем на Ближнем Востоке не стихает "хумусовая война" – особенно остро спорят Израиль с Ливаном.
Не так, чтобы все хорошо и с пахлавой (слоенный пирог, пропитанный маслом и медом с ореховой начинкой). В 2012 году Барак Обама организовал в Белом доме ужин ко Дню независимости Греции. Блюда готовила греческий шеф-повар, заметившая, что президенту особенно понравилась пахлава. Это вызвало даже не недовольство, а негодование турецких СМИ, увидевших в этом нарушение авторских прав на свою сладость.
Аппетит на почве конфликтов вокруг национальных блюд не угасает и сегодня, и все-таки это меньшее из зол, с которыми сталкивается сегодня человечество.