ТБИЛИСИ, 12 сен — Sputnik. Правительство Грузии дало согласие Минэкономики и "Агентству развития глубоководного порта Анаклия" объявить приглашение к выражению заинтересованности в строительстве порта, заявил глава Минэкономики Леван Давиташвили на брифинге.
Законодательство предполагает несколько этапов - идентификация проекта, инициирование, подготовка, выбор частного партнера, реализация и дальнейшая оценка реализации проекта.
"По нашей оценке, этапы идентификации и инициирования завершены, и мы можем ускорить процесс и начать непосредственно с этапа подбора частных партнеров для реализации проекта в кратчайшие сроки", - сказал Давиташвили.
Чтобы условия отбора были подготовлены на высоком уровне, правительство разрешило Минэкономики нанять высококвалифицированную международную консалтинговую группу.
По его словам, проектные работы высокого уровня уже выполнены авторитетной голландской компанией MTBS. Принимая во внимание новые обстоятельства и процессы в мире, компания актуализировала ранее существовавшие исследования, а также подготовила исследование о портовом секторе Грузии и рекомендации.
Как отметил Давиташвили, успешная реализация проекта критически важна для страны.
"Мы хотим иметь современную портовую инфраструктуру, которая будет использовать транзитный потенциал страны, служить интересам нашей страны и еще больше увеличит грузопоток в грузинском коридоре", - заявил Давиташвили.
Проект века
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад, еще в 2016 году.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти, при этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклии началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB.
Уже летом 2020 года "Консорциум" вместе с одним из иностранных инвесторов проекта Бобом Мейером внесли иски против правительства Грузии в независимые арбитражные суды с требованием возместить финансовые убытки, превысившие миллиард долларов, и восстановить расторгнутое соглашение.
Власти Грузии от проекта не отказались и считают его реализацию приоритетной, поэтому, параллельно с вопросом разрешения арбитражных споров, провели ряд дополнительных исследований по развитию Анаклия и строительству порта.