Это сказка о реальности, способная стать своеобразным эмоциональным отпуском. О ключевых темах и составляющих успеха таких проектов читайте в материале автора РИА Новости Анны Нехаевой.
Сериалотерапия
"Турецкие сериалы идеально подходят для фонового просмотра без отрыва от домашних дел, — отмечает директор по контенту more.tv Ксения Савельева. — В них нет депрессивных настроений, и они даже оказывают легкий терапевтический эффект — особенно в тревожное время".
Интерес возник еще в СССР, когда хитом стала экранизация романа Решада Нури Гюнтекина "Королек — птичка певчая". За непростой историей любви Фериде и ее кузена Кямрана на фоне Первой мировой войны и распада Османской империи наблюдали, кажется, все.
Популярность саги была так велика, что произведение переснимали снова и снова. Самую свежую версию представили в 2013 году.
Сегодня Турция — на втором месте после США по экспорту телеконтента. Сериалы продают в более чем 140 странах мира, они приносят сотни миллионов долларов дохода. И значительную долю рынка занимает Россия.
"Несмотря на кажущиеся культурологические различия, Турция — очень близкая страна для россиян, — говорят в пресс-службе "Иви". — Она была и остается яркой, красочной и доступной сказкой. Согласно нашим исследованиям, одна из ключевых причин для просмотра контента в России — желание развлечься и отдохнуть от повседневных проблем".
Что такое дизи
Турецкие киносюжеты отличаются от российских и американских своей экзотичностью, но одновременно естественностью. Они ярки и понятны, поскольку затрагивают темы семьи, любви, верности, карьеры, выбора.
"Это не мыльные оперы, не теленовеллы или исторические драмы — это дизи (от турецкого dizi — сериал. — Прим. ред.), "жанр в прогрессе", — поясняет профессор университета в Стамбуле Арзу Озтуркмен.
Дизи, о котором знают даже те, кто не знаком с турецкой телепродукцией, — "Великолепный век" — сериал о любви султана Сулеймана и славянской рабыни Роксоланы. Эпос из четырех сезонов и почти 140 серий впечатляет богатством костюмов и декораций — не последние аргументы в пользу просмотра.
Бюджет одного такого проекта обычно превышает несколько миллионов долларов.
"Кроме красивой картинки — а она у турок великолепна — зрители ценят то, чего порой недостает современному западному контенту: драма на разрыв, яркие эмоции, семейные ценности, — перечисляет директор по маркетингу Start Анастасия Бацуева. — Успех турецких сериалов в том, что они другие: не пытаются повторять за западной или европейской индустрией, делают все иначе, и у этого подхода есть своя аудитория".
Например, "Запретная любовь" — своеобразная местная "Анна Каренина". Героиня Бихтер выходит замуж за стареющего миллионера. Она планирует идеальную семейную жизнь, но влюбляется в племянника супруга. Мелодрама рассказывает о неравном браке, страстях, изменах и интригах. Сериал показали в 20 странах по всему миру, а в США, Индии и Румынии сняли ремейки проекта.
Фабула "Золушки" — в сериале "Номер 309". Сюжет повествует о продавщице цветов Лале и богатом наследнике Онуре. Они отправляются на свидание вслепую, но не друг с другом, из-за недоразумений случайно знакомятся — и у них начинается роман.
Турецкие шоураннеры показывают переживания героев максимально четко, заставляя с первых сцен включаться в историю.
Как и в проекте "Черная любовь". Нихан, девушка из состоятельной семьи, и Кемаль, сын простого парикмахера, сталкиваются в автобусе и влюбляются. Их не заботит социальное неравенство, но родители Нихан не одобряют союз и намерены найти дочери более выгодную партию.
Сериал с видами на просторы пролива и стамбульские достопримечательности стал первым турецким телепроектом, получившим "Эмми". Его продали для показа в 60 странах.
Дизи растягиваются на десятки, а то и сотни эпизодов, длительность каждого порой достигает двух — двух с половиной часов. Особенность и одна из причин успеха — своеобразное заигрывание со зрителем. После каждой серии авторы тщательно изучают рейтинги, отзывы в соцсетях. В зависимости от откликов прямо во время съемок иногда меняют сюжет и реплики артистов.
Хотя такой подход может показаться надуманным и лишенным авторского посыла, в итоге контент отвечает интересам целевой аудитории.
Любой жанр для любого возраста
Турецкие постановщики работают во всех жанрах: от ромкомов до триллеров и от костюмных саг до хорроров.
Главное, чтобы в проекте был увлекательный универсальный сюжет, который может разворачиваться где угодно. Другой важный факт — в дизи нет откровенных сцен и по-настоящему жестокого содержания.
"Мелодрамы и романтические комедии — жанры, которые нечасто встретишь у американских и европейских производителей, — считает заместитель гендиректора по контенту онлайн-кинотеатра Okko Эльвира Дмитриевская. — У турецких компаний они на лидирующих позициях. Еще одна причина популярности — отсутствие в большинстве случаев контента, запрещенного для детей. Сериалы можно включить в фоновом режиме, делать домашние дела и не бояться, что ребенок заметит что-то не соответствующее возрасту".
Даже рассказывающий про интриги "Жестокий Стамбул" могут смотреть все. В сериале состоятельная семья Карачай поселила у себя в доме девушку из небогатой семьи. Ее планируют женить на племяннике главы семьи Агаха Недиме, который прикован к инвалидной коляске. Но героиня случайно знакомится с сыном Агаха, Дженком, и тот в нее влюбляется.
Не менее сложно сплетены линии героев в "Постучись в мою дверь". Сериал — про еще одну цветочницу по имени Эда. Она вынуждена притворяться невестой богатого бизнесмена Серкана, чтобы получить долгожданную стипендию на обучение. Здесь тоже не обошлось без неожиданных открытий и трансформаций характеров.
"Турецкие сериалы — всегда красивая сказка. Авторы создают волшебную атмосферу с красивыми героями, их отношениями, яркими историями любви, интерьерами и экстерьерами, — замечают в Kion. — В эту атмосферу зрителю хочется попасть и стать ее частью, на время отвлекаясь от забот и рутины. Турецкий сериал — своего рода эмоциональный отпуск".
Возможно, это и есть секретный ингредиент, которого не хватает западному контенту.