Если перевернуть с ног на голову крылатое выражение о двух бедах (дураках и дорогах), то у грузинского правительства сегодня, судя по анонсам в прессе, два предмета гордости – неучастие в войне и двузначный экономический рост. Заслуги в отказе открыть так называемый второй фронт с грузинского направления многим представляются спорными. Те же западные партнеры не перестают настаивать, что никогда не ставили грузинское руководство перед подобной альтернативой.
Впрочем, эта гордость – тема для отдельного разговора. Потому сразу перейдем ко второй – небывалому взлету грузинской экономики. Сомнений и вопросов тут возникает ничуть не меньше, если не больше. Почему людям так трудно нам поверить в "грузинское экономическое чудо"? Может, и не всем – кто-то явно снял с него немалые дивиденды, однако премьер-министр Ираклий Гарибашвили наверняка адресовал проценты не этой численно крайне ограниченной части общества.
Между тем, мы, главные его адресаты, экономические проблемы, в отличии от покрытых плотным мраком закулисных политических интриг, ощущаем самым непосредственным образом. И давно не без причины разучились верить политикам. В том числе и премьеру, который давно клятвенно обещает снизить неадекватно вздутые цены на продукты. А они, представьте, продолжают неумолимо ползти вверх, или, в лучшем случае, встав на изготовку, выжидают момент для этого.
Официальное объяснение, как вы уже, наверное, догадались – бревно в чужом глазу. Пошли разговоры о заговоре монополистов, которые, дескать, не желают отказаться от сверхприбылей и не подчиняются правительственным директивам. Появился ярлык "недобросовестные бизнесмены". Но с какой стати им подчиняться?! Рыночные законы этого не требуют. Почему бы не поставить вопрос иначе: может госведомства ухватились за проблему не с того конца?
Весь наш многолетний авторитарный опыт доказал – администрирование и поголовный контроль над ценами в длительной перспективе лишь все запутывают. Именно поэтому участившиеся попытки властей видеть в администрировании едва ли панацею от всех бед, в условиях рынка некоторыми серьезными экономистами воспринимаются как нонсенс!
Когда в одном сегменте действует 3-4 крупных монополиста, поделивших между собой весь рынок, добиваться снижения цены равносильно тому, что с копьем наперевес скакать против ветряных мельниц. Тут, считают специалисты, прежде всего необходимо коренное оздоровление бизнес-среды, резкое повышение конкурентоспособности и поощрение других игроков на рынке, улучшение его открытости и прозрачности. Для этого необходимы воля, непредвзятость и авторитет правительства.
Очень жаль, но создается впечатление, что руководящим структурам больше по душе, да и по силам, уверенным тоном раздавать обещания о том, что цены будут снижены. Благо значительная часть населения нашей страны относится к возрастным категориям, еще не забывшим авторитарного прошлого и привыкшим верить в подобные "чудеса".
Вдобавок внимание общества отвлечено нескончаемыми политическими баталиями с мало что сулящими гражданам требованиями. Согласитесь, было бы нелепо не подать на этом фоне проценты экономического роста, как главный свой плюс и огромное достижение!..
Правда, несмотря на радужные прогнозы, он уже не двухзначный, как было обещано, а лишь чуть больше 7%. Что не помешало премьеру огласить эту цифру с таким же пафосом, что и прежде, сославшись на острую ситуацию во всем мире и многочисленные вызовы, стоящие перед страной. Хотя, по мнению многих экспертов, именно в результате последствий этой ситуации у нас и возникли условия для ускорения темпов экономики, укрепления лари и других позитивных процессов.
Никто не говорит, что столь благоприятными условиями не надо было воспользоваться. Просто, выставляя напоказ плюсы, неплохо было бы постоянно держать в уме, что "грузинское экономическое чудо", в общем-то, как считает академик Михаил Джибути, было обусловлено случайными факторами. Причем, подозреваю, в правительстве это подсознательно понимают и, как бы поточней выразиться, "чудо"… придерживают. Постараюсь пояснить.
Академик Джибути не усматривает противоречия в том, что резкое улучшение экономических показателей никак не сказалось на благосостоянии населения, и социальная обстановка даже ухудшилась. В условиях соответствующей государственной модели распределения подобное возможно и закономерно – это к тому, чтобы "придержать". Однако не менее важны конкретные составляющие достигнутого роста. Например, насколько он обусловлен внутриэкономическими факторами и развитием материальной сферы.
Проще говоря, такой рост зрим, однозначен и очевиден, когда, скажем, у вас на глазах вырос новый дом, пошито больше обуви и одежды, когда амбары доверху заполняются зерном… С цифрами, как и с внешними факторами, все намного сложнее. В Грузии на 400% (!) увеличились поступающие денежные переводы, в несколько раз вырос транзит грузов через территорию страны, впятеро подорожали штрафы и косвенные услуги, поднялись цены и др. Все это, между прочим, тоже находит отражение в процентах роста. Но конкретно нам с вами ничего оттуда напрямую не перепадет. А распределение…
Один из самых простых способов убедить себя в собственной исключительности – не искать бревна в своем глазу и вообще не смотреть в зеркало. Только это рано или поздно все равно заведет в тупик, и останется лишь недоумевать, почему никто твоих плюсов так и не оценил. Любой политик, особенно если он считает себя успешным, невольно воспринимает все в кривом зеркале ближайшего окружения. На протяжении новейшей истории Грузии мы успели неоднократно столкнуться с этим феноменом.
Сколь бы ни был умен руководитель, сколько бы ни старался поощрять в себе самокритику (а это уже библиографическая редкость), избежать подобного бесславного конца можно только при наличии отлаженной системы государственных и политических противовесов. Собственно, в этом и кроется демократическая суть управления и его преимущества.
К сожалению, у нас подобной системы нет. Что еще хуже – в обозримом прошлом практически нет и соответствующих традиций. Результаты экономического роста из-за его структуры, поясняет академик Джибути, оказываются доступны лишь небольшой части общества. Чтобы поменять картину, необходимо развивать экономику, опираясь на фундаментальные факторы, а не на удачное стечение обстоятельств. И в мире для этого накоплен многообразный опыт и существует немало интересных и весьма полезных схем.
В связи с этим никак не обойти еще один крайне важный вопрос. Кое-кто, в том числе лица, принимающие решения, стали демонстрировать скептическое отношение к кандидатскому статусу Евросоюза: дескать, не дадут, ну и пусть оставят его себе! Другие рассматривают этот вопрос исключительно под материальным углом – какую Европа окажет нашей стране финансовую помощь, сколько выделит средств?
Между тем, реальный плюс и смысл включения Грузии в европейскую семью определятся совсем не этим. Гораздо важнее квалифицированная профессиональная поддержка, которая примет в этом случае совершенно иные формы. Как подчеркивает профессор Тбилисского государственного университета Корнелий Какачия, европейское сообщество будет добиваться, чтобы Грузия по уровню развития сровнялась с другими странами-членами. Будут начаты новые программы абсолютно по всем направлениям и во всех секторах экономики.
Безусловно, тогда любые достижения, показатели, проценты станут оцениваться намного строже, критичней и по совершенно иной шкале. Устраивает ли данное обязательно условие правящую силу политически?
Трудно сказать. Но это уже не имеет значения, потому что это устраивает нас!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.