ТБИЛИСИ, 24 авг — Sputnik. Власти Грузии определили главные вызовы участия страны в Срединном коридоре Восток-Запад.
В июне 2022 года главы МИД Турции, Азербайджана и Казахстана договорились о наращивании трехстороннего и регионального сотрудничества и развития потенциала Срединного коридора Восток-Запад через Каспийское море. Турция выступила инициатором включения в коридор Грузии как части транзитного пути.
Существование Срединного коридора стало особенно актуальным на фоне конфликта в Украине и поиска новых путей для непрерывной цепи поставок из Азии в Европу.
Согласно Национальной стратегии транспорта и логистики правительства Грузии, в краткосрочной перспективе Грузия сможет перевозить через свою территорию транзитом 90 тысяч контейнеров, а к 2026 году – 220 тысяч.
В документе определены главные вызовы для Грузии:
1. Существование единой электронной системы
Грузии для увеличения пропускной способности Срединного коридора на своей территории предстоит создать единую электронную систему, которая даст возможность быстрого обмена документами и поиска конкретных контейнеров.
Подобная система обеспечит не только быстрый пропуск грузов, но и даст дополнительные гарантии безопасности грузов.
2. Развитие термина поставок пустых контейнеров
Еще один вызов, который предстоит решить Грузии, – высокая цена на аренду контейнеров в портах. Цена аренды контейнеров растет из-за дисбаланса поставок между Китаем и Европой и отрицательного баланса торговли между Азией и Турцией через Грузию.
По мнению правительства, решением этой проблемы станет создание терминала пустых контейнеров, что снизит траты и уменьшит заботы поставщиков.
3. График для блок-поездов
Также Грузии предстоит решить вопрос с доставкой товаров из Китая Срединным коридором по графику. Блок-поезда с таким грузом в данный момент ходят без определенного графика, что создает проблемы с доверием к своевременным поставкам.
Установление графика создано с определенными тратами из-за низкой загруженности первых поездов, и Грузинской железной дороги придется разделить риски со всей цепью поставок по железной дороге, для чего необходимо вести переговоры с остальными участниками коридора и Китаем.
4. Вопросы маркетинга
Еще один вызов для Срединного коридора – контейнеризация грузов, а также его известность.
Согласно стратегии, власти Грузии планируют начать осуществление информационной кампании среди экспедиторских компаний и владельцев грузов на международных форумах и конференциях.
5. Развитие прямых морских перевозок
Еще один вызов, с которым предстоит справиться Грузии, – это вопрос развития паромных линий на Черном море и контейнерных перевозок.
При этом основными направлениями Грузии станут Румыния, Болгария, Турция и Украина. В данный момент власти страны проводят технико-экономическое исследование для изучения рынка и маршрутов.
Срединный коридор
Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан в феврале 2014 года с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора
© Sputnik / Elnur Salayev
Маршрут коридора в настоящее время проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу.