ТБИЛИСИ, 18 дек — Sputnik. Конституционный суд удовлетворил иск народного защитника Грузии и счел неконституционным обязательство предупреждать исполнительный орган муниципалитета за пять дней до проведения спонтанного собрания и манифестации, говорится в сообщении на сайте аппарата омбудсмена.
В частности, в отношении первой части 21-й статьи Конституции Грузии было объявлено неконституционным то нормативное содержание первой части 8 статьи закона Грузии "О собраниях и манифестациях", которая предусматривает обязанность предупреждать исполнительный орган муниципалитета не позднее, чем за пять дней до проведения собрания/манифестация, в то время когда с учетом спонтанности собрания/манифестации предупредить в указанный срок невозможно.
"Примечательно, что пленум Конституционного суда вышеупомянутым решением изменил установленную ранее прецедентную судебную практику, которая не включала право на беспрепятственное проведение спонтанной протестной манифестации без предварительного уведомления в местах передвижения людей и транспорта как часть сферы, охраняемой 21-й статьей Конституции Грузии", – говорится в сообщении.
Согласно заявлению Конституционного суда, исторический опыт Грузии показывает, что право на собрания и манифестации имеет особое значение для грузинского общества. На протяжении десятилетий общественные собрания были эффективным и очень часто используемым средством защиты государственных интересов, формирования общественного мнения, выражения протеста, объединения идей, ценностей и борьбы.
Согласно решению Конституционного суда, охраняемая 21-й статьей Конституции Грузии свобода собраний защищает возможность как заранее организованных, так и спонтанных собраний и манифестаций, поскольку в определенных случаях эффективность собраний и манифестаций требует именно непромедления, избежания задержек во времени и незамедлительного выражения реакции общественности, соответственно, право на проведение спонтанных собраний и манифестаций, в том числе на проезжей части транспорта или препятствием движения, попадает под охраняемую сферу свободы собраний и манифестаций.