Западные фонды косвенно финансируют политические партии в Грузии – спикер парламента
Грузинское законодательство однозначно запрещает финансирование политиков из-за границы, заявил спикер
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТБИЛИСИ, 5 мая — Sputnik. Финансы, выделяемые американским "Национальным фондом демократии" (NED) и "Европейксим фондом за демократию" (EED), попадают на счета фиктивных НПО в Грузии, которыми управляют политические партии, заявил спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили.
Власти Грузии не раз заявляли, что в стране необходимо принять закон "О прозрачности иностранного влияния", который сделает прозрачным финансирование НПО из-за рубежа. По мнению властей, часть выделяемых средств идет на финансирование "радикальной оппозиции". Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты с 15 апреля проводят в Тбилиси масштабные акции протеста против принятия закона.
"NED и EED также косвенно финансируют политические партии в Грузии, поскольку их финансы попадают на счета фиктивных неправительственных организаций, которыми управляют политические партии и которые используются в качестве механизмов отмывания иностранных денег, которые превращают демократическую помощь в политические деньги", – написал Папуашвили в соцсети.
По его словам, грузинское законодательство однозначно запрещает финансирование политиков из-за границы, что также является международной нормой.
"Названия этих партий и неправительственных организаций хорошо известны общественности и донорам, поскольку мы неоднократно предоставляли им эту информацию", – подчеркнул Папуашвили.
По его словам, год назад правящая партия "Грузинская мечта" отозвала законопроект о прозрачности иностранного финансирования на основе взаимопонимания со стратегическими партнерами о том, что это финансирование будет обнародовано грузинской общественности.
Как отмечает председатель парламента, финансирование NED и EED в Грузии проблематично, поскольку оно непрозрачно.
"С тех пор мы несколько раз просили NED и EED сотрудничать с нами. Их финансирование в Грузии проблематично, поскольку оно непрозрачно. Наши авторитетные зарубежные коллеги признают это в частных беседах. Они также признают, что некоторые гранты проблематичны в контексте приверженности демократии и верховенству закона", – подчеркнул спикер.
Кроме того, по словам Папуашвили, часть зарубежного финансирования идет радикальным организациям, которые были причастны к насильственным событиям последних дней, в том числе к нападению на парламент.
Как отметил председатель, часть средств используется для усиления поляризации и подрыва законности.
По его словам, правительство готово сотрудничать с международными организациями, но NED и EED должны переключиться на то, к чему они призваны, а именно на продвижение демократии и верховенства закона, а не на финансирование радикализма и поляризации.
Как подчеркнул Папуашвили, президент NED Дэймон Уилсон недавно обратился к грузинским НПО и призвал к продолжению протестов против правительства Грузии.
"С аналогичным заявлением выступил член Европарламента Дэвид Макаллистер, выразивший солидарность с протестом. Господин Макаллистер возглавляет правление "Европейского фонда за демократию", который финансирует неправительственные организации в Грузии за счет денег европейских налогоплательщиков", – написал Папуашвили.
Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты, выступающие против принятия законопроекта "О прозрачности иностранного влияния", утверждают, что он ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС.
Власти Грузии подчеркивают, что законы о прозрачности иностранного финансирования уже есть у США, Израиля и Австралии, а в Евросоюзе и Франции такие законопроекты находятся на стадии рассмотрения. Между тем к отказу от принятия данного законопроекта Грузию призвали Евросоюз и отдельные страны ЕС, США, ООН, НАТО и Совета Европы.
С 15 апреля в Тбилиси проходят акции протеста. 30 апреля и 1 мая, в дни рассмотрения скандального законопроекта во втором чтении, они приняли непредсказуемый характер. В ходе беспорядков демонстранты кидали в полицейских и здание парламента камни, бутылки, а также дымовые шашки, разжигали костры, а полиция использовала слезоточивый газ, перцовый спрей и водомет.