ТБИЛИСИ, 24 июл — Sputnik. Правительство Грузии пока не реализовало обещанный еще в 2020 году проект строительства первого в стране подземного газохранилища (ПХГ), так как за четыре года сменились приоритеты, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе на брифинге.
Грузия на данный момент является единственной страной Закавказья, не имеющей собственного подземного хранилища газа (ПХГ). О строительстве хранилища газа мощностью 300 миллионов кубометров в Грузии разговоры ведутся с 90-х годов прошлого века. Проект получил новую жизнь, когда правительство объявило тендер на постройку хранилища. Первая фаза строительства первого в стране ПХГ в Гардабани (регион Квемо Картли, 44 километра от Тбилиси) планировалась в текущем году, но работы так и не были начаты.
"Конкретные приоритеты могут измениться, но главное, что мы активно заботимся о развитии нашего энергетического потенциала, эта забота будет продолжена и будет отражена и в предвыборной программе. В том числе, что касается конкретного газохранилища, у нас будет серьезное обсуждение, каковы перспективы, каковы приоритеты", – заявил Кобахидзе.
По его словам, правящая партия "Грузинская мечта" включит проект строительства первого в стране газохранилища в предвыборную программу, если его посчитают приоритетным.
"Мы начали активное обсуждение предвыборной программы. Уже в октябре мы представим эту предвыборную программу, и, в зависимости от приоритетов, тот или иной проект будет или не будет включен в эту программу. Что касается конкретно газохранилища, общественность будет иметь информацию и об этом", – отметил он.
Газохранилище для Грузии важно и на фоне роста потребления. В среднем в течение года страна потребляет 2,3-2,5 миллиарда кубометров. Газоснабжение Грузии осуществляется исключительно за счет импорта. На сегодняшний день более 90% природного газа импортируется из Азербайджана, очень небольшой объем – из России, что является необходимым техническим средством регулирования давления этого газопровода.
По словам Кобахидзе, пересмотр приоритетов в течение четырех лет – нормальное явление, и даже если газохранилище не было построено, то были реализованы другие энергетические проекты, которые оказались приоритетнее.
"Периодически, конечно, приоритеты меняются. Мы вообще за эти годы добились очень серьезного прогресса в направлении энергетики. Особое внимание будет уделено энергетике и в нашей новой предвыборной программе", – отметил он.
Кобахидзе напомнил о прошедшем в Великобритании четвертом по счету саммите Европейского политического сообщества, на котором была подчеркнута особая роль и перспективы Грузии с точки зрения энергетической связности Востока и Запада.
"Исходя из этого, в течение четырех лет мы будем активно работать над укреплением наших энергоресурсов, в том числе в плане связности, но не только. Одна из наших амбициозных задач, чтобы к 2030 году производство электроэнергии превысило потребление. По газу тоже многое предстоит сделать, это будет одним из наших главных приоритетов в программе", – заявил премьер.
Потребление электроэнергии в Грузии ежегодно растет. По прогнозам специалистов, к 2030 году страна может столкнуться с серьезным энергодефицитом, так как к тому времени потребление электроэнергии вырастет почти на 70% и достигнет 22 миллиардов киловатт-часов.
Чтобы сократить энергозависимость от соседних стран, власти стараются максимально использовать местные возобновляемые ресурсы.
По данным Оператора электроэнергетического рынка Грузии, в 2023 году в Грузии было потреблено 13,7 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что на 7,4% меньше по сравнению с 2022 годом, а выработано 14,4 миллиарда киловатт-часов.