РОССИЯ : Иностранные тренеры уходят из российского футбола

Подписаться
Начало нынешнего футбольного сезона ожидалось российскими болельщиками с едва скрываемым нетерпением. Сразу четыре клуба в межсезонье обзавелись новыми тренерами – причем иностранными, с именами. В ЦСКА пришел португалец Артур Жорже, в «Спартак» – итальянец Невио Скала, в «Динамо» – чех Ярослав Гржебик, во владикавказскую «Аланию» – француз Ролан Курбис.

Начало нынешнего футбольного сезона ожидалось российскими болельщиками с едва скрываемым нетерпением. Сразу четыре клуба в межсезонье обзавелись новыми тренерами – причем иностранными, с именами. В ЦСКА пришел португалец Артур Жорже, в «Спартак» – итальянец Невио Скала, в «Динамо» – чех Ярослав Гржебик, во владикавказскую «Аланию» – француз Ролан Курбис.

Вместе с еще одним чехом Властимилом Петржелой, второй сезон работающим в питерском «Зените», они составили солидный иностранный легион, занявший тренерские позиции почти в трети (5 клубов из 16) команд, выступающих в Российской футбольной премьер-лиге.
К концу сезона на своем посту продолжает работать лишь «чешский питерец» Петржела.
Остальные – одни за другим – покинули Россию.

Поводы для столь массового исхода иностранных спецов оказались одинаковы – недовольство владельцев клубов их турнирным положением, а вот причины в каждом конкретном случае различны.

Гржебик, по словам игроков «Динамо», просто замучил их своим диктаторскими методами руководства, превратив тренировочный процесс в сплошное мучение. Не оправдалась и его ставка на футболистов-соотечественников. Все они по-настоящему в «Динамо» так и не заиграли и уже покинули клуб. Не нашел общего языка тренер и с опытнейшим Андреем Канчельским, который в свое время блистал в «Манчестере Юнайтед», а после ухода от Гржебика успешно выступает за подмосковный «Сатурн». Динамовское руководство долгое время держало на тренерском мостике в качестве и.о. главного тренера Виктора Бондаренко, а на финише сезона обострившаяся борьба за выживание заставила боссов бело-голубых вспомнить об Олеге Романцеве, достигшего всех вершин в российском футболе вместе со «Спартаком». 

Между тем, тренерская проблема не миновала и сам «Спартак», который не воспринял тренерские методы Невио Скалы. Его упрекали в излишнем либерализме, который, как оказалось, противопоказан «Спартаку» - и так не самому дисциплинированному российскому клубу. К этому добавилось отсутствие дисквалифицированного диспетчера команды Егора Титова, травмы ряда других ведущих игроков. И в итоге сменившееся высшее руководство «Спартака», устав ждать от Скалы прорыва, решилось на его замену на латыша Александра Старкова, в свое время много поигравшего в советском чемпионате и потому  знающего особенности российского футбола не понаслышке.  

Другой московский клуб, действующий чемпион России ЦСКА, простившись в межсезонье с прошлогодним триумфатором Валерием Газзаевым, пригласил на его место  Артура Жорже. Подтекст замены был понятен – болельщики и специалисты требовали от чемпионов не только результатов, но и зрелищной игры. Приобретя дорогостоящих латиноамериканцев, новый наставник, однако, не добился ни того, ни другого. Голевые ничьи – типа 2:2 или 3:3 – были, возможно, и зрелищны, но очков добавляли мало. Пришлось в разгар сезона прибегнуть к старому испытанному средству – вернуть назад Газзаева. С ним игра команды обрела прошлогоднюю устойчивость, добавив к ней разнообразные, атакующие действия – сколь эффектные, столь и эффективные.

Последним из тренеров-иностранцев ушел Курбис. С ним «Алания» постоянно балансировала на грани вылета, и поводов расстаться с ним намного раньше было предостаточно. Все же француз дотянул до осени и покинул Северный Кавказ сразу после печальных событий с заложниками в Беслане, объяснив, однако, свой отъезд не этим, а серьезной болезнью матери, которая, впрочем, не помешала ему стать тренером-консультантом корсиканского «Аяччо». Любопытно, что уже из своего французского далека Курбис произнес сакраментальную фразу о том, что «обязательно посоветует знакомым тренерам ехать поработать в Россию, да и сам охотно бы согласился продолжить там свою карьеру».

Весь вопрос в том, последуют ли иностранные коллеги Курбиса его призыву-совету после столь печального опыта первопроходцев в нынешнем сезоне? –0-

 

Лента новостей
0