РОССИЯ : Российский двигатель американской космонавтики

Подписаться
Если в большинстве своем мировые аэрокосмические предприятия, начиная подводить итоги года, одновременно уточняют долгосрочные перспективы в ожидании грядущего космического бума, то для российского Научно-производственного объединения «Энергомаш» этот бум давно наступил, а о неторопливой встрече Нового года можно только мечтать.

Если в большинстве своем мировые аэрокосмические предприятия, начиная подводить итоги года, одновременно уточняют долгосрочные перспективы в ожидании грядущего космического бума, то для российского Научно-производственного объединения «Энергомаш» этот бум давно наступил, а о неторопливой встрече Нового года можно только мечтать.

Контракт, заключенный в 1997 г. обязывает это предприятие поставить в США до конца декабря еще пять ракетных двигателей  РД-180 для носителей семейства «Атлас» - рабочей лошади НАСА и Пентагона. Причем, в последующие несколько лет темпы отгрузки будут только возрастать.

Всего по контракту, заключенному с крупнейшей американской аэрокосмической корпорацией «Локхид-Мартин» на общую сумму более миллиарда долларов, «Энергомаш» должен поставить в Соединенные Штаты в течение 10 лет 101 двигатель РД-180.  Согласно заявлению генерального конструктора объединения Бориса Каторгина, сделанного в конце сентября,  «из 23 отправленных в США двигателей для ракет-носителей «Атлас-3» и «Атлас-5» восемь уже успешно стартовали». 

«С американскими партнерами мы работаем в духе доверия и предсказуемости, - подчеркнул Каторогин. – Американская сторона уже оплатила производство 50 двигателей РД-180, и российские партнеры соблюдают графики поставок. Если возникают спорные вопросы, то они решаются за столом переговоров».

По оценкам международных экспертов, этот двигатель является лучшим в мире в своем классе. Он превосходит зарубежные аналоги не только по энергетическим и массогабаритным характеристикам, но и по надежности. Причем, по словам представителей американской стороны, использование российских двигателей позволяет сэкономить при производстве «Атласов» до 20% средств.

С другой стороны, было бы удивительно, если бы американцы полностью отдали свои  стратегические программы на откуп российским поставкам. Действительно, США форсируют работы по скорейшей организации производства этой техники у себя.

Специалисты корпораций «Локхид-Мартин» и «Пратт энд Уитни»  приступили к производству прототипов отдельных компонентов двигателя, включая главный элемент – камеру внутреннего сгорания. Одновременно продолжается перевод на английский язык всей технической документации РД-180, переданной российской стороной. Планируется, что эта работа завершиться к концу года.

Однако производственные мощности на территории США могут быть готовы только в течение последующих четырех лет. Так что в любом случае первые ступени американской ракеты-носителя еще длительное время будут оснащаться чисто российскими двигателями.

Но  диалектика заключается еще и в том, что  сам мировой лидер по производству ракетных двигателей «Энергомаш» уже готов к освоению новых образцов продукции.

Залогом тому служит объединение российских двигателестроительных предприятий в единый холдинг под эгидой НПО «Энергомаш». По мнению Каторгина, этот процесс завершится уже через полгода после акционирования всех участвующих субъектов.

Согласно планам Федерального космического агентства России, в единую интегрированную структуру на базе «Энергомаша» войдет ряд федеральных унитарных предприятий, среди которых «Воронежский механический завод», воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики», подмосковное «Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева»  и ряд других.

Как заявил в эксклюзивном интервью обозревателю «РИА Новости» руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, создание холдинга «снизит затраты на разработку новых образцов техники, повысит конкурентоспособность продукции российской космической промышленности, а также позволит привлечь отечественные и зарубежные инвестиции».

Кстати, об инвестициях. Из высказывания Перминова явствует со всей очевидностью, что через четыре года, необходимых американцам для развертывания полномасштабного производства РД-180, вновь формируемый российский гигант как минимум глубоко модернизирует этот двигатель до параметров практически нового образца. Примером может служить ракета-носитель «Союз-2-Русь». А, скорее всего, правильно организованный порядок работы на всех уровнях и объемное финансирование  позволят холдингу создать принципиально новую систему.

И коль скоро американским носителям с  двигателями РД-180 летать и летать, то вполне логично уже сейчас подумать о соответствующем вложении  средств в российское ракетное двигателестроение с учетом очередного уже приближающегося космического бума. –0-    

Лента новостей
0