В Абхазии имел место стратегический просчет законодателей - представитель ЦИК РФ

Подписаться
В Абхазии имел место стратегический просчет законодателей, которые не смогли спрогнозировать ситуацию в республике. С таким заявлением выступил вечером в среду на пресс-конференции в Сухуми начальник правового управления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир Козьмин, сообщает информагентство "Апсныпресс".

В Абхазии имел место стратегический просчет законодателей, которые не смогли спрогнозировать ситуацию в республике. С таким заявлением выступил вечером в среду на пресс-конференции в Сухуми начальник правового управления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир Козьмин, сообщает информагентство "Апсныпресс".

«Традиционно президентские выборы в Абхазии проводились на безальтернативной основе, а посему несовершенство закона о выборах не имело какого-либо решающего значения», - заявил он.

«При одном кандидате не с кем было спорить и конфликтовать. А тут - первые альтернативные президентские выборы», - заметил Козьмин.  «По результатам голосования два кандидата значительно опередили трех остальных. В это случае большое значение имеет правовая ясность избирательного процесса. В условиях Абхазии этой ясности не было. Выборный закон чрезвычайно пробелен и не предусматривает многих ситуаций», - отметил Козьмин.

«Закон предусматривает «за», «против», «против всех» и «недействительные бюллетени», однако в нем ни словом не сказано о том, что цифры и столбцы должны сходиться», - сказал российский юрист. Возможно, отсутствие соответствующих регламентаций, по мнению Козьмина, и послужило основой тому, что протокол Центральной избирательной комиссии вобрал ошибки нижестоящих комиссий.

Это, по словам Козьмина, касается протоколов №10 и №11. При этом юрист отметил, что «не намерен давать никаких политических оценок». «Традиционно мы изучаем опыт проведения всех крупных выборных кампаний, проходящих в мире, в том числе и выборов, прошедших в США. Что касается абхазского опыта, то здесь ничего экстраординарного нет. Но здесь стоит вопрос о легитимности результатов выборов, поскольку все избирательные процедуры, как с правовой, так и с организационной точки зрения не являются убедительными», - отметил Козьмин.

Суд, по его словам, не увидел ничего незаконного в том, что в ЦИК поступили из окружных комиссий неподписанные протоколы, и тот не исключил эти цифры при подсчете голосов. «Что за документ - неподписанный протокол?», - задал вопрос российский юрист и ответил, что «к такого рода ошибкам приводит пробельное законодательство».

«Любая избирательная комиссия, работая с протоколами и бюллетенями, действует не как политический орган, а в режиме арифметики. От избирательной комиссии больше ничего не требуется», - сказал Владимир Козьмин. В качестве примера он привел протокол №10, в преамбуле которого говорится о том, что решение принято «в связи со сложившейся социально-политической обстановкой в республике…».

«Какое доверие к такому документу ЦИК, если избирательная комиссия превращается в политический, а не избирательный орган. 10-й протокол содержит в одном из пунктов какой-то правовой шантаж. Непонятно, ЦИК - это арифмометр или какой-то суперполитический орган. Причем тут для подсчета цифр политическая ситуация? Это не дело избирательной комиссии. Для этого есть парламент, который может обсуждать ситуацию и принимать политические декларации. Есть президент, как гарант конституции, и есть суд, в конце концов», - констатировал Козьмин.

Что касается деятельности Верховного Суда, то, по словам Козьмина, во-первых, возникает вопрос, какое из решений суда считать верным. «Суд рассматривает жалобы на решения и действия избирательных органов, а определять победителя - дело Центризбиркома», - считает российский юрист.

По словам Козьмина, «в ходе судебного решения возник вопрос с цифрами - есть победитель или нет». «Суд организовал какую-то процедуру своего внутреннего пересчета голосов и в судебном решении появились новые цифры, ни одна из которой не повторяет цифры протоколов. При этом суд не отменил протоколы ЦИК», - сказал Козьмин. По его мнению, «в правовом смысле это нонсенс, который очень может влиять на легитимность и вводить в заблуждение».

«Только избирательная комиссия может пересчитать голоса по установленной процедуре. Если в ходе судебного разбирательства участники суда или судья пришли к выводу, что там есть ошибка, то суд не может ее исправить, но может признать действия по составлению документа ЦИК незаконными, а протокол недействительным и обязать избирательный орган осуществить пересчет», - считает Козьмин. В этом случае, по его словам, избирательная комиссия должна была, будучи законопослушной, собраться и реализовать волю суда.

«У меня нет никаких личных или политических интересов в Абхазии. Человек, являясь главой государства, должен опираться на действительную подтвержденную документально волю народа», - подчеркнул начальник правового управления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимир Козьмин.

Лента новостей
0