РОССИЯ : Театральная Москва узнала, что она еще богаче, чем думала

Подписаться
В столице с успехом завершился фестиваль "Свободная сцена", который показал московской публике серию ярких спектаклей, которые чаще всего недоступны театралам из-за одной серьезной проблемы.

В столице с успехом завершился фестиваль "Свободная сцена", который показал московской публике серию ярких спектаклей, которые чаще всего недоступны театралам из-за одной серьезной проблемы.

Она в том, что несмотря на обилие театров, предъявить публике свой спектакль молодому режиссеру или начинающей труппе практически негде. Это притом,  что Москва остается одной из трех театральных столиц мира, и по количеству театральных премьер в сезон – около 300 - обогнала Париж и вышла на третье место после Нью-Йорка и Лондона.

Москва, однако, город строгих иерархий, ведущие театры, такие как МХАТ или Малый, имеют сразу по два, три, четыре здания (так называемые филиалы), кроме того, внутри самого театра существует не меньше двух малых сцен. То есть, порой, престижный театр владеет пятью сценами помимо основной, куда новичкам путь заказан. Но большая часть этих площадок пустует.

Сломать нелепую ситуацию попытался театральный Центр имени Мейерхольда, один из самых модных сегодня в Москве, недавно построенный, шикарный, нашпигованный первоклассной техникой авангардный театр.

«Почему свободные площадки за рубежом, - спрашивает арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда, - гораздо более открыты, чем у нас? Такова реальность. Полагаю, что для здоровья театра в целом необходимо иметь свободную площадку в столице, где может играть любой коллектив, доказавший свое творческое право. Почему у художников есть свой общий центр в столице, а у театральных деятелей нет? Почему бы не отдать на нужды театра хотя бы одно постиндустриальное пространство заброшенной фабрики, каких в Москве множество?»

Ответом на многие из этих законных вопросов и стал маленький фестиваль, где были показаны спектакли, получившие до этого специальный грант столичного Комитета по культуре.

Руководитель Центра Мейерхольда Валерий Фокин (он по себе знает, что такое искать пристанище для театра) предоставил безвозмездно фестивалю помещения Центра, а это, кроме сцены, где шли спектакли новичков, еще и малый зал, где режиссеры могли показать видеозаписи своих постановок, а заодно и театральное кафе – кофе бесплатно! – где проходили обсуждения только что показанной работы с участием публики и известных критиков.

Эта щедрость – деньги от продажи билетов шли в фонд самих театральных трупп, - создала уникальную атмосферу сотворчества и наслаждения зрелищем.

Каждый спектакль шел с полным аншлагом.

В лидеры популярности вышла труппа Гарольда Стрелкова, которая показала спектакль «Мата Хари» о судьбе легендарной шпионки-танцовщицы времен Первой мировой войны, спектакль «Филоктет» в постановке Николая Рощина и постановку авангардной музыкальной пьесы композитора Майкла Наймана режиссера Натальи Анастасьевой, которая создала свой "Маленький Мировой театр". А самых сильных похвал заслужил спектакль Бориса Юхананова «Повесть о прямостоящем человеке» удивительная философская танцевальная сюита, в основу которой  положена древнегреческая гимнастика духа, а главной героиней среди танцоров стала прикованная к коляске Оксана Великолуг. Немая девушка с ангельским лицом, пораженная церебральным параличом.

Без "Свободной сцены" ни один из этих крохотных театров не смог бы найти столь многочисленной публики и получить заряд зрительских восторгов и поощрений знатоков. Обычное их прибежище - подвалы и случайные залы, если не комнаты.

Надо сказать, что прошедший фестиваль  уже четвертый по счету. С благословения открытой площадки стартовали в мир большой сцены звездные постановки Дручека, Петруня и Богомолова. Спектакль Дмитрия Петруни «Солдатики» по пьесе провинциала Владимира Жеребцова стал тихой сенсацией Москвы, и из подвалов шагнул на сцену престижной «Табакерки» под управлением Табакова. А режиссер был приглашен на постановки сразу в несколько московских театров.

Из высказанных мнений мне наиболее глубоким кажется выступление Бориса Юхананова, который сказал при подведении итогов:

«Всегда во всех общественных делах инициатива была у людей, которые могли созидать. У нас же в силу разных причин атрофирован поиск творческого потенциала нашего общества. И этот вопрос я могу переадресовать Московскому правительству. Только активное культуртрегерство может стать тем инструментом, который свяжет художественный импульс с обществом. Без этого инструмента ничего не может происходить. Мы не можем создавать культуру без культурных средств».

"Свободная площадка" стала тем инструментом, который порождает феномены культуры. Но, к сожалению, пока это экзотика, нечто вроде театрального ананаса, а не постоянная практика русской сцены.

Сверкнув на публике, труппы уходят обратно бродяжничать в лабиринт исполинского мегаполиса. Там нет аплодисментов, там только ночь одиночества.-0-

Лента новостей
0