РОССИЯ : Глобализация Техасского суда

Подписаться
В событиях вокруг недавнего московского аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», дочернего предприятия ЮКОСа, любопытным представляется вердикт Летисии Кларк, федерального судьи из Хьюстона, штат Техас. Судья пришла к заключению, что она может распространить юрисдикцию США на дело о банкротстве ЮКОСа, крупнейшей нефтяной кампании чужого государства – России. Как объяснила Кларк, у ЮКОСа в Америке имеется «номинальное количество» собственности.

В событиях вокруг недавнего московского аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», дочернего предприятия ЮКОСа,  любопытным представляется  вердикт Летисии Кларк, федерального судьи из Хьюстона, штат Техас. Судья пришла к заключению, что она может распространить юрисдикцию США на дело о банкротстве ЮКОСа, крупнейшей нефтяной кампании чужого государства – России. Как  объяснила Кларк, у ЮКОСа в Америке имеется «номинальное количество» собственности.

Аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», который судья Кларк попыталась приостановить своим решением, был вызван необходимостью взыскать с ЮКОСа крупные задолженности по уплате налогов.

По преобладающему мнению экспертов в области корпоративного права, никогда раньше американский суд не позволял себе вмешиваться в действия иностранного правительства, выполняющего свои прямые обязанности, тем более в такой жестко регламентированной области, как сбор налогов.

Юристы-эксперты в России и на Западе указывают и на другой признак того, что суд в Хьюстоне шагнул далеко за законодательные рамки, в область политической целесообразности.

Судья Кларк приняла дело о банкротстве ЮКОСа к рассмотрению несмотря на то, что в России, своей «домашней» стране, ЮКОС аналогичного судебного ходатайства о банкротстве не заявлял.

Такая ситуация не имеет прецедента в американской судебной практике. Ранее суды США занимались банкротством иностранных компаний исключительно в тех случаях, когда одновременно подобные дела слушались и в «домашней» стране истца. Причем американская Фемида всегда вежливо уступала зарубежному суду право руководить таким процессом параллельного банкротства. Что логично с точки зрения уважения к собственности и законам о долгах, налогах и так далее.

В случае с ЮКОСом все было иначе. Без всякой оглядки на Россию судья в Хьюстоне попыталась наложить 10-дневный мораторий на продажу в другой стране, стране за пределами ее юрисдикции, акций компании, которая о своем банкротстве "по месту жительства" вообще не заявляла.

В Москве, понятно, провели аукцион в назначенный срок, но сделали для себя весьма серьезные выводы насчет заокеанского правосудия.

Это ведь только на первый взгляд кажется, что судья Кларк чуть было не открыла новую малоприятную для мирового сообщества эру – эру экспансии американского правопорядка, как его понимают сами Соединенные Штаты, за пределы США. А на деле, возможно, произошло нечто иное - экспансия может пойти в обратном направлении.

Похоже, кто-то в США был так заинтересован в создании помех аукциону по продаже «Юганскнефтегаза», что не до конца продумал последствия хьюстонского судебного прецедента для самих Соединенных Штатов. По сути, любая зарубежная компания-беглец от налогов может теперь положить скромную сумму на счет в США и под этим предлогом попытаться нырнуть под зонтик либеральных американских законов о банкротстве. –0-

Лента новостей
0