К чему может привести политика России в отношении ситуации в Абхазии - мнение эксперта

Подписаться
Сергей Мирославович Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. (источник - сайт ИПВА).

Сергей Мирославович Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. (источник - сайт ИПВА).

- Последний компромисс, достигнутый между двумя главными политическими игроками Абхазии Сергеем Багапшем и Раулем Хаджимбой, уже пытаются представить как крупную победу российской дипломатии. На первый взгляд, Кремлю удалось продемонстрировать всю мощь и эффективность административного и политического влияния на непризнанное государство. Особенно на фоне украинского конфуза. В самом деле, стоило России лишь перекрыть границу по реке Псоу и железнодорожное сообщение с непризнанной республикой, как строптивый Сергей Багапш сразу же свернул свои инаугурационные приготовления и заявил о готовности действовать в одной команде с Раулем Хаджимбой. Однако авторы победных реляций должны иметь в виду одну непреложную политическую истину (а для Кавказа непреложную вдвойне): поражение можно простить - унижение никогда.

Сегодня России удалось выкрутить руки одному из ведущих абхазских политиков. Но будет ли долговечным новый альянс Хаджимба-Багапш, просуществует ли он дольше января 2005 года, то есть после реального прихода к власти людей Багапша с их экономическими аппетитами? Только в последние два дня оба новоявленных союзника неоднократно брали взятые на себя обязательства обратно и отказывались от достигнутых соглашений. Январские выборы в Абхазии станут формальностью. Фактически это будет плебисцит о доверии президенту Багапшу и вице-президенту Хаджимбе. Но, став президентом (на сей раз при поддержке Кремля), Сергей Багапш будет иметь куда большую свободу действий. Останется ли он столь покладистым тогда, когда административная рента и вожделенный административный ресурс достанутся ему по праву победителя?

Но самое главное – не политические амбиции Сергея Багапша. Руки выкрутили не только ему, но и поддерживающим его ветеранам грузино-абхазской войны из движения «Амцахара». В борьбе с Багапшем, Кремль мимоходом нанес удар и по населению Абхазии (не только абхазам, но и армянам, русским), четко продемонстрировав, что личная преданность одного из кандидатов на пост главы непризнанной республики, для него важнее народного доверия. Но это - лишь одна сторона медали. 

В ходе реализации стабилизационного плана довольно быстро оказался «слит» и Рауль Хаджимба, его заставили пойти вторым номером в команду Сергея Багапша. Можно сколь - угодно обвинять Москву (и обвинять справедливо) в односторонней поддержке Рауля Хаджимбы в Абхазии, но поражает та легкость, с которой наши чиновники и дипломаты готовы сдавать вчерашних «своих людей». Тотальный кризис доверия - вот, что получит Москва в качестве приложения к своему «триумфу». Как говорится, целились в Багапша, а попали в Абхазию…

Грузинскому президенту Михаилу Саакашвили необходимо в срочном порядке готовить указы о награждении высшими государственными орденами российских чиновников, начавших блокаду непризнанной Республики Абхазия. Своими действиями они фактически приступили к реализации политической программы лидера "революции роз" по восстановлению территориальной целостности Грузии. До президентских выборов в Абхазии и развернувшегося после их завершения системного политического кризиса у грузинской власти не было в Абхазии "своих людей". Некоторые общественные деятели непризнанной республики (Ада Маршания, Нателла Акаба) выступали с прогрузинских позиций, но у абхазских "голубок" не было ни своих вооруженных сил, ни подконтрольных территорий, которые можно было бы использовать как плацдармы для оказания военно-политического давления на Сухуми.

Российская политика в Абхазии, проводимая в последние полгода (начиная с предвыборной кампании и заканчивая введением режима блокады непризнанной республики), способствовала тому, что у Тбилиси в скором времени могут появиться и союзники, и "свои люди" к западу от реки Ингури. Последнее политическое унижение – тому залог. Вскоре после односторонних действий России по закрытию границы по реке Псоу и прекращения железнодорожного сообщения с Абхазией пресс-служба грузинского президента распространила следующее его заявление: "Власти Грузии готовы вести диалог по всем вопросам с Сергеем Багапшем, победившим на выборах президента Абхазии 3 октября 2004 года". Таким образом, Грузия готова считаться с авторитетом Сергея Багапша и уважать его как самостоятельную политическую фигуру, а Россия предпочитает шантаж и политический прессинг. Почти одновременно с этим заявлением Михаил Саакашвили призвал своих сограждан запастись терпением и ждать момента... В самом деле, сегодня вопрос о восстановлении территориальной целостности Грузии разрешается не в Тбилиси, а в Москве. Если год назад главной претензией грузинского МИД была массовая паспортизация жителей Абхазии, осуществляемая российской властью, то сегодня абхазцы сами разрывают российские "краснокожие книжицы". Если до декабря 2004 года абхазское общество видело главного врага в "грузинских шовинистах", то после начала "мандариновой войны" к числу противников непризнанной республики добавится Россия. И никакие компромиссы внутри элиты Абхазии не смогут переломить массовых умонастроений.

Завтра-послезавтра Москва, добившись нужного результата, снимет блокаду с Абхазии. В конце концов, в России есть немало "инвесторов" в абхазскую экономику. Однако благоприятная ситуация, скорее всего, уже потеряна. Кремль умудрился посеять недовольство и в абхазской элите, и в абхазском обществе в целом. На Кавказе до сих пор определяющую роль играет система отношений "патрон-клиент". Жители Абхазии выразили готовность стать клиентами Российского государства, пройдя обряд паспортной инициации, и тут же на своей спине испытали все прелести российской управляемой демократии и административного ресурса. В результате Москва серьезнейшим образом подорвала доверие к себе как к солидному и отвечающему за свои действия патрону. После всего того, что произошло, альтернатива получить особый статус в составе Грузии под хорошие гарантии США и Евросоюза выглядит для Абхазии не самой худшей перспективой.

Лента новостей
0