РОССИЯ : Полярное рандеву

Подписаться
Сотни тысяч тонн льда врезались в скалы материка с такой силой, что слегка подрагивавшая игла сейсмографа в тот же миг вычертила рваную синусоиду с почти пиковыми значениями. Но уже через полминуты гул рухнувшей в океан породы сменился тишиной, и самая загадочная земля планеты снова замерла в своей неприступности.

Сотни тысяч тонн льда врезались в скалы материка с такой силой, что слегка подрагивавшая игла сейсмографа в тот же миг вычертила рваную синусоиду с почти пиковыми значениями. Но уже через полминуты гул рухнувшей в океан породы сменился тишиной, и самая загадочная земля планеты снова замерла в своей неприступности.

Нет, это не начало бестселлера Алистера Маклина, где отважные английские и американские парни в безжизненной ледяной пустыне, на морском дне и в воздухе сражаются за демократию с коварными террористами. Это – реальный эпизод сегодняшнего дня, когда американцам действительно пришлось вступить в бой с явно превосходящими силами – силами природы. Но в самый драматический момент на помощь пришли российские моряки.

Случилось так, что судьба сразу двух самых грандиозных проектов человечества оказывалась в последние годы в руках России. Но, если программа Международной космической станции всегда предполагала широкое участие партнеров, но по злой воле рока пока целиком зависит от России, то антарктические исследования обе державы всегда вели самостоятельно.

Однако в конце прошлого года впервые за все время существования полярных станций США запросили помощи.

Американцы эксплуатируют самую большую, основанную еще в 1956 г. и  рассчитанную на 5 000 человек, полярную станцию на континенте – «МакМердо» на берегу моря Росса. Доставкой полярникам всего необходимого для жизни и научных исследований занимаются два ледокола береговой охраны США – «Полар Си» и «Полар Стар».

Но первый сейчас в длительном ремонте: он повредил гребной винт на пути к станции. А «Полар Стар» одному с проводкой всех караванов не справиться. Кроме того, сейчас рядом со станцией на мель село 5 айсбергов, которые препятствуют выходу льда из бухты, где находятся американские полярники. В результате толщина льда в бухте достигает 3,5 метров.

Иными словами, снабжение полярников топливом и продовольствием оказалось под угрозой. В этих условиях США обратились к правительству России с просьбой о помощи. В результате на выручку американцам 21 декабря из Владивостока отправился дизельный ледокол «Красин». Мощности его 36 000 л/с. должно было хватить, чтобы пробиться сквозь льды и снять осаду с «МакМердо».

Путь от кромки льда до антарктического причала составил 470 миль. 21 января на борту «Красина» состоялась встреча представителей российской и американской сторон для координации совместных работ.

И уже на следующий день «связка» «Красин» - «Полар Стар» протащила к причалу американский танкер “Paul Buck”, который доставил на станцию 19 000 тонн топлива. 1 февраля российский и американкий ледоколы взяли в свой караван теплоход “American Tern”, в трюмах которого находилось 10 000 тонн различных грузов.
В начале февраля и это судно с продовольствием, медикаментами и научной аппаратурой встало под разгрузку.

Совместная операция по снабжению американских полярников прошла успешно. Но в начале января к берегам моря Росса придрейфовал самый крупный за последнее время айсберг. Он врезался в материк с такой силой, что удар зафиксировали даже сейсмологические станции. Эта глыба, получившая обозначение БИ-15А, достигала в длину 160 км и по форме напоминала остров Лонг-Айленд, на котором располагается значительная часть Нью-Йорка. По оценкам ученых, если бы айсберг растаял, то смог бы питать воды Нила в течение 80 лет.

Проходы вот в таком «чуде природы» и искали «Красин» и «Полар Стар». Кроме того, во время проводки караванов испортилась погода – резко понизилась температура. Поэтому «Красину» все время приходилось корпусом обкалывать лед вокруг грузовых теплоходов, чтобы суда не попали в «ледовый капкан».

«Если бы нашему ледоколу не удалось осуществить проводку судов к причалам станции, - рассуждает генеральный директор Дальневосточного морского пароходства Евгений Амбросов, -  то весь персонал станции – около тысячи полярников – необходимо было бы эвакуировать, а многолетняя программа научных исследований и наблюдений в Антарктиде была бы сорвана».
Амбросов считает, что «такого опыта ледокольной работы, как у российских экипажей, в том числе и в Антарктиде, нет ни у кого в мире».

И на самом деле это так. Кстати, "старший брат" современного «Красина» был построен в Англии фирмой «Армстронг и Витворт» в 1916 г. по заказу морского пароходства России. Корабль «Святогор», как тогда назывался «Красин», полностью соответствовал своему богатырскому имени.

Современников поражало  его техническое совершенство. Трехпалубный, со скошенными под углом 25 град. форштевнем и ахтерштевнем, ледокол имел водоизмещение 10 000 тонн. Длиной 99,8 м, шириной – 21,6 м и мощностью более 10 000 л/с., он развивал скорость по чистой воде до 15 узлов и преодолевал льды, достигавшие толщины 4-5 м.

Благодаря своим уникальным характеристикам «Красин» прослужил в составе Арктического флота более полувека, вплоть до начала 50-х годов, оставаясь самым мощным ледоколом в мире.
А его наследник, герой сегодняшней антарктической полярной вахты, собирается в апреле начать ледовую проводку в российских водах северного сектора Тихого океана.-0-

Лента новостей
0