Киргизия : экзамен на демпригодность

Подписаться
Лидеры вчерашней оппозиции и новой нынешней власти Киргизии отдают себе отчет в том, что республика как бы «находится на экзамене у мирового сообщества», и потому полны решимости доказать экзаменатору, что сумеют «провести честные (президентские) выборы и начать строить демократическое общество». Об этом заявила журналистам исполняющая обязанности министра иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева.

Лидеры вчерашней оппозиции и новой нынешней власти Киргизии  отдают себе отчет в том, что республика как бы «находится на экзамене у мирового сообщества», и потому полны решимости доказать экзаменатору, что сумеют «провести честные (президентские) выборы и  начать строить демократическое общество».  Об этом заявила журналистам исполняющая обязанности министра иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева.

По ее словам, 24 марта в Киргизии свершилась именно «народная» революция,  «какое бы  определение ей ни давали», а сама республика - «новая, молодая страна» во главе с «временным правительством» - переживает «сложный переходный период». Одной же из главных проблем «переходного периода»  могут стать  как раз взаимоотношения  временного правительства с парламентом.

Оппозиция так и «не приняла методы», которыми велись парламентские выборы.  Сотрудничество с парламентом носит «вынужденный характер, обусловленный  логикой демократического развития», а фундаментом, на котором и «будет строиться новая республика», призваны стать президентские выборы.

К другим  проблемным вопросам госпожа Отунбаева отнесла самопроизвольный захват земель в пригороде Бишкека, отток из республики русского и русскоязычного населения, создание условий для улучшения инвестиционного климата и, конечно же, решение вопроса «имущества семьи», имеется в виду Акаевых.

Вопрос имущества «семьи», а в этом контексте и вопрос о статусе первого президента,  вызвал самые горячие дискуссии в парламенте. По мнению Отунбаевой дело до «обязательной и всеобщей деприватизации» не дойдет и  ограничится  только случаями  «приватизации при явном криминале».  

Отунбаева не стала скрывать  своего разочарования в  первом президенте Киргизии в связи с его «быстрым бегством»… По ее мнению, так президент, претендующий на почетный статус,  не должен был поступать, поэтому и не должно вызывать  удивления решение  парламента о лишении Акаева статуса первого президента, подтвердив тем самым заявление исполняющего обязанности генпрокурора страны Азимбека  Бекназарова: «если мы оставим Акаеву статус первого президента, народ нас не поймет».

Последние события в Киргизии, связанные с лишением   Аскара Акаева статуса первого президента республики и вытекающих из этого льгот и привилегий,  заставляют по-новому взглянуть на «ценность» киргизского варианта «бархатной революции» для других республик региона.

Неожиданное решение киргизского парламента (причем,  абсолютным большинством голосов) о внесении  существенных изменений в закон "О гарантиях деятельности президента Киргизии", что  привело к лишению Аскара Акаева сразу всех льгот, включая и неприкосновенность членов его семьи, может оказаться более опасным  детонирующим фактором в регионе, чем    сам прецедент  «бархатной»  революции. И это притом, что именно пункт о гарантиях был ключевым на переговорах в Москве спикера нового парламента Омурбека Текебаева   с Аскаром Акаевым, а Россия и Казахстан выступили гарантом достигнутых в российской столице соглашений.

Такой финал, скорее всего, не входил и в планы США, много сделавших, наряду с ОБСЕ, для «становления»  демократии в Киргизии и поэтому  выступавших за смену власти в этой республике.  В свое время посол США в Киргизии Стивен Янг пообещал тогда еще президенту Аскару Акаеву интересный вариант, скорее похожий на ненавязчивый шантаж,  что если Акаев не станет баллотироваться на следующий президентский срок, «то он  останется в истории как один из основателей демократии в стране». Подобный  подход, конечно же,  исключал лишение Аскара Акаева статуса первого президента. 

И все же США, несмотря на свое явное влияние на киргизскую оппозицию, не смогли удержать развитие ситуации в Бишкеке в рамках цивилизованного «бракоразводного» процесса.  Новое правительство Киргизии, составленное в основе своем из лидеров оппозиции,  не захотело  игнорировать настроение «улицы», что делает киргизский вариант бархатной революции еще более привлекательным и для других республик региона.-0- 

Лента новостей
0