РОССИЯ : Какая Япония нужна ее соседям ?

Подписаться
Конфликт между Японией и Китаем перерос все разумные рамки, поэтому следует ожидать, что Пекин и Токио все-таки урегулируют его – видимо, на готовящейся сейчас встрече Председателя КНР Ху Цзиньтао и премьера Японии Дзунъитиро Коидзуми в Джакарте в конце апреля.

Конфликт между Японией и Китаем перерос все разумные рамки, поэтому следует ожидать, что Пекин и Токио все-таки урегулируют его – видимо, на готовящейся сейчас встрече Председателя КНР Ху Цзиньтао и премьера Японии Дзунъитиро Коидзуми в Джакарте в конце апреля.

Прокатившиеся в середине этого месяца по крупнейшим городам Китая антияпонские демонстрации, очевидно, не слишком сдерживались китайской полицией. Однако участники этих демонстраций выражали свои истинные чувства. Китайцы до сих пор относятся к японцам хуже, чем к любой другой нации мира. Но они не одиноки.

Если бы резкое обострение японо-китайских отношений было бы единичным событием, его можно было бы не брать в расчет. Но в предыдущем месяце почти аналогичная ссора произошла между японцами и корейцами. В обоих случаях поводом были незажившие раны  Второй мировой войны – с Кореей это были спорные территории, с Китаем – японские учебники истории, где уничтожение оккупантами 300 тысяч жителей Нанкина в 1937 году обозначено следующим образом: "многие" китайцы были убиты. Как выяснилось, средний кореец относится к оккупировавшей когда-то его страну Японии не намного лучше, чем средний китаец.

Очевидно, что в такой ситуации больше всего Японии и другим странам Азии надо все же беспокоиться об их общем будущем, а не о  прошлом.

Для этого будущего важно, что Япония за 60 лет с окончания Второй мировой войны так и не сумела сделать того, что сделала в аналогичной ситуации в Европе Германия – вырастить на давно остывшем пепелище войны цветы добросердечия былых врагов. Хотя японцы очень старались и потратили в Китае и других оккупированных ими ранее странах Азии немало денег. А ведь японская колониальная экспансия в Китай и Корею началась только в конце 19 века, а до того почти полтора тысячелетия все эти народы были связаны множеством культурных нитей. Сохранение антияпонских чувств в Китае, обеих Кореях, да и в других странах Азии – очевидный провал политического класса Японии.

Таким же провалом можно считать отсутствие у того же японского политического класса ясного видения своей роли как в Азии, так и в мире в целом. Соседи Японии, к которым относится и Россия, видят отсутствие у пока еще второй экономики мира активной, внятной и самостоятельной программы будущего для самого японского народа и для соседних стран.

У Китая такая программа очевидно есть. Китай создает или стремится создать по периметру своих границ зоны мощного экономического развития (при очевидном китайском лидерстве), и эта политика хотя и вызывает у кого-то опасения, но она понятна. Япония тратит на международные организации типа ООН или Международного валютного фонда больше денег, чем США. Но не ясно, какие же устремления самой Японии, а не ее неизменного за последние почти 60 лет союзника – США, стоят за этими тратами.

И нечего удивляться, что в условиях такого внешнеполитического вакуума к Японии у соседних государств всегда будут оставаться подозрения. Япония, например, заняла – явно вопреки своим интересам - слишком близкую к США позицию в разрешении корейского кризиса. Она также позволила себя втянуть в другую кризисную ситуацию, тайваньскую, также не в качестве самостоятельного игрока, а в старом качестве помощника Вашингтона, инструмента американской политики "сдерживания" Китая. Где же "настоящая", самостоятельная Япония, спрашивают себя ее соседи, когда она появится?

А когда в такой ситуации появляется, наоборот, "старая" Япония, когда новые поколения японцев пытаются пересмотреть итоги Второй мировой, будь то вопрос о Курильских островах или числе китайских убитых в Нанкине, то исторические обиды соседей оказываются сильнее именно оттого, что они не понимают сегодняшнюю и завтрашнюю роль Японии в мире. Простить прошлое легче ведь тогда, когда понятно будущее.

Москва, как и многие другие столицы мира, как известно, поддерживает будущее вхождение Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Нынешняя угроза Пекина заблокировать вхождение Токио в СБ может быть тактическим ходом на переговорах, а может быть и вполне реальна.

За ней стоит невысказанное пока, но явно ощущаемое мировым сообществом желание видеть в клубе держав, решающих судьбы войны и мира, ключевые нации, имеющие свое видение будущего планеты и готовые поделиться им со всеми желающими. Собственно, именно такую роль Японии в СБ ООН – как и роль Индии, Бразилии и Германии - предпочла бы видеть и Россия. –0-

 

 

Лента новостей
0