РОССИЯ : Российский рынок антиквариата выходит на международный уровень

Подписаться
В отличие от стран Запада, где антиквариатом считается любое произведение искусств, обладающее художественной или культурной ценностью, даже если оно было создано всего год назад, в России антикварными называют лишь старые предметы.

В отличие от стран Запада, где антиквариатом считается любое произведение искусств, обладающее художественной или культурной ценностью, даже если оно было создано всего год назад, в России антикварными называют лишь старые предметы.

Возможно, именно поэтому местный рынок антиквариата долгое время был достаточно камерным, закрытым. Однако и в этот узкий мирок нахлынули новые веяния. Да с такой силой, что принесли в Россию на своих волнах дом Sotheby’s, который уже открыл здесь свое представительство. А аукционный дом Christie's уже проводит в Москве свои аукционы.

Сегодня в Москве существует около 180-200 зарегистрированных организаций антикварного рынка. В это число входят как крупные салоны и галереи, так и маленькие магазинчики. А вот аукционный дом с развитой инфраструктурой и регулярными торгами всего один – "Гелос". Конечно, это очень не много. Скажем, в Лондоне работает около 2 тысяч антикварных магазинов, 40 аукционных домов. То есть в России этот рынок только зарождается. Однако и в такой узкой среде между операторами идет жесткая конкуренция, поскольку предметов для продажи на рынке пока недостаточно.

По мнению президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, "для существования этого рынка необходимо не менее, чем 30-ти процентное увеличение количества предметов. Тогда будут активно работать дилеры, создадутся финансовые схемы, возрастет интеллектуальная составляющая, необходимая в антикварном деле - возникнет культура рынка.

При закрытом рынке вымывание антикварных вещей неизбежно - вывозить будут, пусть и контрабандой, а ввозить - смысла мало". С первого января 2005 года в России вступили в силу несколько поправок в законы, касающиеся регулирования вывоза культурных ценностей за границу и их ввоза. Специалисты считают, что теперь в Россию потянутся предметы с признаками русской культуры. И это расширит российский рынок.

Пока же годовой оборот антикварного рынка в России оценивается в $700 млн. А его общая емкость, по оценкам страховых фирм, достигает $1,5 млрд. В то же время российское искусство растет в цене. Такая тенденция началась еще в 2003 году и продолжится в дальнейшем.

Объяснение этому простое: спрос превышает предложение. К тому же  возмещение предметов на рынке идет очень медленными темпами. Тем не менее его игроки называют этот период наиболее привлекательным для инвестирования в антиквариат. Так что не удивительно, в прежде камерной сфере, населенной по большей части профессиональными ценителями искусства, появились  коллекционеры-бизнесмены, предпочитающие инвестировать средства в вечные ценности. Ведь доходность произведений антиквариата составляет 15-20% в год.

Российский рынок антиквариата растет не слишком быстро, но уверенно: его прирост составляет около 30-40% в год. К тому же предпосылок к снижению цен нет. Как раз наоборот. По словам Стецюры, только предметы русского искусства в ближайшие полгода подорожают на 20-25%. Рынок меняется. Лучшие предметы аккумулируются на аукционах, идет быстрый оборот предметов. Кроме того, снижается доля «серого» рынка: в год на 10-12%. Так что в новом сезоне российский рынок антиквариата благодаря росту цен может существенно увеличить свой оборот. Этому будет способствовать и растущая активность зарубежных игроков. Хотя времена невероятных скачков цен и ажиотажной активности уже с прошлом. В настоящий момент действительно ошеломляюще могут подорожать только предметы из "неожиданных" коллекций. Как было, например, с посмертной распродажей собрания Рудольфа Нуриева или выходом на рынок кустодиевской красавицы из коллекции Федора Шаляпина.

Если говорить о ценах на рынке антиквариата, то это понятие очень размытое.  Предметы коллекционного или музейного качества стоят немало. Скажем, в области живописи стартовая цена составляет примерно $10 тысяч. Все, что дешевле — это уже предметы современного искусства или произведения малоизвестных художников XIX–начала XX века. Ну, а шедевры стоят уже не меньше $50 тысяч.

Кстати, недавно в Москве был выпущен справочник цен "DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней". Это своеобразная попытка расставить ориентиры в расценках на русское искусство XX-XXI веков. Правда, некоторые галеристы не захотели участвовать в эксперименте, поскольку посчитали подход к оценке некорректным. Тем не менее это все равно решительный шаг рынка в более цивилизованные рамки. А издание предполагается выпускать ежегодно.

Теперь о качестве рынка. По свидетельствам самих антикваров, как и в любой другой стране мира, на российском рынке вращается большое количество реплик и откровенных фальшивок.  Причем, многие из них даже имеют экспертные документы. Самое криминальное «антикварное направление» — это живопись и иконы. Затем идут раритетная мебель, фарфор, стекло, серебро.

Именно поэтому в последнее время сильно изменились взаимоотношения антикваров с государственными учреждениями и экспертными организациями. По словам вице-президента ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Михаила Суслова, участники антикварного рынка, как владельцы антикварных галерей, так и арт-дилеры и коллекционеры, стали чаще обращаться в музеи за получением атрибуций и экспертных заключений на произведения искусства. "Если раньше, еще 5–7 лет назад это происходило редко, то теперь большинство владельцев и покупателей антиквариата предпочитает иметь экспертные заключения, подтверждающие авторство предметов. В первую очередь это касается живописи.

В Москве экспертизу проводят Третьяковская галерея, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, а в Петербурге — только Русский музей. К сожалению, Эрмитаж не выдает организациям и частным лицам официальных заключений. Возможно, это одна из причин, почему западноевропейская живопись и вообще предметы западноевропейского искусства востребованы меньше. Русское искусство было и остается приоритетным направлением нашего антикварного рынка".

Несколько обособленным путем идут сегодня такие антикварные направления, как  букинистика и нумизматика. Хотя именно с букинистических аукционов возрождался в России антикварный рынок.

Сегодня, пожалуй, только букинисты самостоятельно, без оглядки на Запад,  формируют свой сегмент рынка. В том числе и определяют его цены. Сегодня в Москве настоящие раритеты можно купить гораздо дешевле, чем на аукционе Sotheby’s. Причем, рынок эксклюзива очень разнообразен. Скажем, на одном из аукционов в «Гелосе» появился труд известного публициста Федора Ливанова  – «Раскольники и острожники». В свое время исследования Ливанова вышли в 4 томах, а тираж 5-го тома по показаниям цензуры был сожжен. Случайно сохранилось лишь 10 книг. Один из этих них и был выставлен на торги со стартовой ценой в $110. Итоговая же цена подскочила до $2 тыс. Самой дорогой книгой прошлого сезона в «Гелосе»  стали «Материалы для русской иконографии» Д. Ровинского. Она была продана за $200 тыс.

Интересно, что жизнь нынешних российских коллекционеров в последнее время протекает очень бурно. Только "Гелос" ежегодно проводит более 100 как общих, так и тематических аукционов. Здесь проходят еженедельные антикварные аукционы, большие пятничные аукционы, аукционы Месяца и Сезона, коллекционные аукционы, специализированные букинистические и нумизматические аукционы.

А в последнее время антикварная жизнь России выплеснулась за пределы страны. Особенно жаркой в этом смысле выдалась нынешняя весна. В мае "Русские торги" сначала пройдут в Лондоне на аукционе Sotheby’s, где будут представлены около 100 предметов российского искусства коллекционного уровня. Затем в этом же городе «Гелос» проведет аукцион русского искусства «Москва-Лондон-Париж», причем с прямой трансляцией в Лондоне и в Париже. Таким образом, новые технологии способствуют расширению антикварного рынка и его международной интеграции.

Это - новейшая тенденция.

Но если для Лондона такое мероприятие с участием русских антикваров уже становится традицией, то в Париже подобный аукцион будет проводиться впервые. Как таковых торгов там не будет: все ограничится трансляцией аукциона и приемом заочных бидов. Тем не менее это будет достаточно необычное и интересное для французского антикварного рынка событие.

Интерес к русскому искусству на мировом антикварном рынке растет с кажды м годом. Дело в том, что русское искусство – это очень перспективное направление антикварного бизнеса. К тому же российский антикварный рынок платежеспособен и становится все более емким и, следовательно, привлекательным для зарубежных антикваров.

Кстати, прошедшей зимой, во время работы XVIII Российского антикварного салона, в Москве побывала президент парижского аукционного дома Россини (Rossini) Франсуаза Тома-Дютель (Francoise Thomas-Dutel). Она приезжала по приглашению президента "Гелоса" Олега Стецюры. По словам Франсуазы Тома-Дютель, она думает о возможном проведении специализированных русских торгов каждые 3–4 месяца: "Во Франции свои методы работы, в России свои. Я приехала, чтобы попытаться «поженить» их. Это будет брак по расчету".-0-

Лента новостей
0