РОССИЯ : Российский рынок ювелирных изделий

Подписаться
В России традиционно процветает любовь к ювелирным изделиям, особенно из золота, которые всегда символизировали богатство и достаток. Ювелирный рынок России не может пожаловаться на застой. Состоятельные российские граждане все чаще появляются на европейских аукционах и удивляют публику приобретением эксклюзивных драгоценностей.

В России традиционно процветает любовь к ювелирным изделиям, особенно из золота, которые всегда символизировали богатство и достаток. Ювелирный рынок России не может пожаловаться на застой. Состоятельные российские граждане все чаще появляются на европейских аукционах и удивляют публику приобретением эксклюзивных драгоценностей.

Западные ювелирные дома один за другим открывают в Москве свои бутики и не остаются в убытке. Однако массовый российский потребитель ориентирован, в основном, на дешевый сегмент рынка. Поэтому сегодня ювелирный рынок России демонстрирует существенный потенциал для дальнейшего развития.
Легальный и нелегальный.

По данным Российской гильдии ювелиров, рост производства в ювелирной промышленности на протяжении нескольких последних лет ежегодно составляет 30%. И сегодня это самая успешно развивающаяся в стране несырьевая отрасль. Кто-то говорит, что это связано с ростом реальных доходов населения. Однако многие эксперты сходятся на том, что темпы производства обусловлены, скорее, тем, что в последние годы отрасль начала выходить из тени.

В ювелирной отрасли нелегальный бизнес был всегда. Речь идет как о контрабандном ввозе ювелирных изделий, так и об их незаконном производстве внутри страны. По разным оценкам, теневой оборот ювелирной продукции в России сегодня составляет 40-50% от всего оборота. По российским законам, все ювелирные изделия, как отечественные, так и импортные, выходящие на рынок, должны апробироваться Центральной пробирной палатой РФ.

Однако для теневиков нет особых проблем напечатать бирку, подделать пломбу и даже пробирное клеймо. В итоге они сегодня работают с прибылью в 200-400%. С одной стороны, это ухудшает положение отечественных производителей, с другой - простых покупателей, которые не застрахованы от покупки некачественных изделий.

С тех пор как в 2001 году государство отменило лицензирование и в 2003 году акцизный налог на изготовление и продажу золота и бриллиантов еще (в 2000 году акциз составлял 43 %), производить украшения легально стало более выгодно. Увеличению объемов ювелирной промышленности также способствовала отмена налога с продаж в 2004 г. По словам гендиректора ассоциации «Гильдия ювелиров России» Валерия  Радашевича, рост обусловлен не возросшей покупательской способностью населения, а тем, что производители стали легализовываться, сокращая теневой сектор рынка.

Проблемы рынка.

Хотя государство много делает для создания в России необходимого для развития отрасли правового поля, пока  нормативная база остается недостаточно развитой. Основной недостаток - это система начисления НДС и ограничительные экспортные пошлины. По словам председателя профильного Комитета Торгово-промышленной палаты РФ Валерия Рудакова, во всем мире драгоценные металлы продаются ювелирам для использования в производстве без стоимости НДС и с отсрочкой платежа вплоть до того момента, когда готовая продукция уходит от производителя в магазины.  А в России наоборот: НДС - 20%, и платежи надо вносить авансом, что делает продукцию менее конкурентоспособной.

Кроме того, с этого года вступает в силу нововведение в Налоговом кодексе РФ, по которому Российская пробирная палата за клеймение ювелирных изделий будет взимать новые госпошлины, повышенные почти по всему ассортименту в 2-5 раз. Это может привести к подорожанию подлинных российских ювелирных товаров.

 В 2004 году россияне потратили почти 2 млрд. долл. на покупку драгоценностей в отечественных ювелирных магазинах. По данным исследовательской компании «Комкон», за последние три года траты на ювелирные изделия выросли на 5%. Спрос на ювелирные товары, наряду с другими дорогостоящими товарами длительного пользования растет, особенно в Москве. Основная причина - процентные депозитные ставки на вклады в банках с учетом инфляции практически нулевые, а курсы иностранных валют крайне неустойчивы.

Драгоценности же - это по-прежнему надежное средство сохранения денежных накоплений.

Российские покупатели ювелирных изделий делятся на две группы. Большинство приобретает серийные изделия. Это люди со средними доходами и традиционными предпочтениями, они доверяют продукции преимущественно российских ювелирных заводов. Для «массового» потребителя в России выпускается в основном легковесное литье - серьги, кольца, кулоны, подвески, цепочки, средний вес которых составляет 2,5-5 граммов и рассчитан на клиента с низкой покупательской способностью. Вторую группу составляют те, чьи доходы достаточны, чтобы оценить не только металл, из которого изготовлено ювелирное изделие, но и брэнд, и эксклюзивность модели. Эта группа чаще предпочитает импортные изделия.

Импорт.

Рынок импортных ювелирных изделий в России полярен. С одной стороны, сюда нелегально приходит огромное количество низкокачественных дешевых турецких, китайских, индийских изделий, о чем упоминалось выше. С другой стороны, на прилавках московских магазинов можно увидеть качественные серьги, кольца и колье производства Италии, которая является лидером мирового ювелирного производства.

Бурное развитие российского рынка привело к проявлению интереса со стороны таких известных иностранных компаний как Carrier, Tiffany&Co, Bibigi и других. Весь прошлый год на московский рынок выходили хорошо известные во всем мире зарубежные игроки – открылись галерея «Жильбер Альбер», бутик de Grisogono, бутик ювелирного дома «Привилегия», в котором представлена продукция четырех европейских ювелирных домов (немецких Wellendorff и Gellner и итальянских Marco Bicego и Favero).

По мнению руководителей ювелирных домов Ханса Питера Веллендорфа (Wellendorff) и Матео Фаверо (Favero), столичный рынок в настоящее время представляет большой интерес для всех производителей предметов роскоши. По их словам, здесь уже сформировался круг покупателей этой категории товаров, причем по взыскательности вкуса и платежеспособности россияне мало чем отличаются от состоятельных покупателей в европейских странах.

По словам Вячеслава Ткаченко, представителя компании «Космос-Золото», дистрибьютора Bibigi в России, сегодня в сегменте изделий класса люкс наблюдается ежегодный прирост спроса.

Российские производители. Ведущие производители ювелирных изделий в России – это московский завод «Адамас» – 20% рынка и Красноярский завод цветных металлов – около 10%. Отечественная промышленность стремится идти в ногу с Западом. По словам генерального директора ассоциации «Гильдия ювелиров России» Валерия  Радашевича, уровень технологии изготовления ювелирных изделий в России полностью отвечает мировым стандартам, т.к. все крупные предприятия оснащены импортным оборудованием. «У нас в стране ювелирное искусство имеет глубокие корни, нет недостатка в настоящих мастерах. Качество наших ювелирных изделий очень высоко», - добавил он.

Эксперты говорят, что российские мастера вполне в состоянии изготовить эксклюзивные изделия высокого качества. Однако в наши дни важнейшее преимущество в конкурентной борьбе за покупателя наряду с качеством конечной продукции - это известность бренда производителя на российском рынке. А раскрученных брендов у российских производителей нет. Так сложилось, что в советской, а затем и российской ювелирной промышленности брэндингу не уделяли внимания совсем. Первые шаги на пути к раскручиванию своих торговых марок российские производители и владельцы салонов-магазинов делают лишь сейчас.

Важная тенденция развития ювелирного бизнеса в России – это продолжение процесса структуризации отрасли. Во-первых, здесь продолжают формироваться оптово-розничные торговые сети. Крупные изготовители ювелирных изделий постепенно налаживают собственные торговые системы. Среди них особенно выделяются такие предприятия, как «Адамас» и «Алмаз-Холдинг». «Алмаз-Холдинг», например, располагает сетью из более чем 80 магазинов, расположенных во всех регионах России.

Во-вторых, в России создаются вертикально интегрированные производственно-сбытовые системы. Алмазодобывающая компания  «Алроса», в частности, намерена создать компанию для работы в сегменте luxury рынка ювелирных украшений в России.

Ожидается, что компания создаст ювелирный бренд с опорой на специально создаваемую сеть розничной торговли. И первый магазин должен появиться в Москве уже во второй половине 2005 года. В целом, по оценкам специалистов Русской гильдии содействия ювелирной торговле, при условии благоприятного развития рынка за счет уменьшения давления административных барьеров, можно ожидать ежегодного роста выпуска ювелирных изделий в России на 20-30%.-0-

Лента новостей
0