ТБИЛИСИ, 10 мая — Sputnik. Российские железные дороги (РЖД) видят очень большие перспективы в поставках угля на экспорт через Поти, заявил научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев в интервью Sputnik Азербайджан.
Главы железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана подписали меморандум в области развития железнодорожных перевозок в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс.
Документ предусматривает сотрудничество для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы. Кроме того РЖД предлагают построить ширококолейный железнодорожный путь от Ахалкалаки до Карса,
"Трехсторонние проекты увеличат перевозки угля на период до 2030 года, создадут дальнейшую инфраструктуру транзита в порты в Турции и до Европы", - отметил Караваев.
По его словам, интерес РЖД к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс состоит из нескольких фрагментов, и уголь - лишь один из них. Другое направление – до Турции – привязано к поставкам российского зерна.
Зачем нужен второй путь до Карса
Строительство второго железнодорожного пути на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс очевидно не только с точки зрения интересов России, заявил Караваев.
По его словам, фрагменты железнодорожных коммуникаций в Турции требуют достаточно крупной и длительной модернизации, поэтому Баку-Тбилиси-Карс получается как бы недостроенным.
"Допустим, придут грузы в Карс, а дальше через территорию Турции и до Европы нужны терминалы и продолжение скоростного движения. Железнодорожные коммуникации в Турции развиты гораздо хуже, чем в России", - заметил он, добавив, что дорогу от Карса до Турции, скорее всего, будет строить Азербайджан.
При этом эксперт отметил, что тарифы в направлении Баку-Тбилиси-Карс установлены достаточно низкие, что сделано специально для привлечения грузов, но их пока нет.
Такая экономическая политика с низкими тарифами как-раз и нужна для того, чтобы привлечь грузы. А так как грузы в основном сырьевые, то пойдут они именно с российской стороны, заключил эксперт.
Реакция Грузии
В Тбилиси были удивлены, что встреча в Анкаре прошла без участия Грузии.
"Та встреча, которая прошла в Анкаре, это, как видно, встреча другого ракурса, так как согласно оформленному соглашению между тремя странами, только при согласии всех стран возможно присоединения к ним любого другого игрока", - заявил премьер министр Грузии Мамука Бахтадзе.
Он подчеркнул, что переход с существующей на постсоветском пространстве колеи на европейскую должен быть в Грузии.
"На территории Грузии будет объединяющая станция, на которой произойдет присоединение железной дороги европейского стандарта к железной дороге нашего стандарта и это произойдет в Ахалкалаки. Никакой другой вариант не рассматривается", - отметил Бахтадзе.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году. Церемония открытия грузового движения по БТК состоялась 30 октября 2017 года. Общая протяженность БТК составляет 829 километров.
Грузинская железная дорога привлекает все больше транзитных грузов >>
Предполагаемая пропускная способность коридора - миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.