11:10 29 Мая 2020
Прямой эфир
  • EUR3.5071
  • 100 RUB4.4949
  • USD3.1865
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Прогулки по Тифлису (136)
2800303

Колумнист Sputnik Грузия Екатерина Микаридзе рассказывает о необычном тбилисском фотоателье с долгой историей - в нем делали фотографии известные грузинские политики, журналисты, писатели и артисты.

Старинные семейные фотографии конца XIX — начала XX века я обнаружила в своем доме много лет назад. Находка была сродни открытию Галактики. Степенные лица мужчин, важно восседающих на стульях. Женщины, великолепные в своей естественности и отсутствии жеманства. И дети с выражением свершающегося в тот момент некоего таинства. Притом, забавная деталь, на всех лицах сознание торжественности происходящего. Еще бы, это же тебе не селфи снять, вытянув палку и надув губы. Люди к этому важному событию готовились со всей тщательностью, потому что фотография занимала в их жизни особенное место. Каждый раз, возвращаясь к этим снимкам, я мысленно уносилась в Тифлис времён моих предков, где в одном из дворов плачет одинокий дудук, по Винному подъёму лениво тащится фаэтон и в воздухе пахнет шашлыками.

Перебирая фотографии в очередной раз, я заметила на картонках, на которые обычно приклеивали в те времена снимки, фирменный оттиск фотоателье. Оно носило фамилию его основателя – Козлова и располагалось на бывшем Михайловском, ныне проспекте Агмашенебели. Таких ателье в Тифлисе было множество. А одно из них, каким бы невероятным это ни показалось, уцелело и дожило до наших дней. 

Фотоателье Мнджояна
photo: courtesy of Mndzhoyan Family
Фотоателье Мнджояна

Ателье, которое построил Аршак

Фотоателье династии известных Тифлисских фотографов Мнджоянов находится в районе Старого Тбилиси, как теперь называют эту туристическую Мекку города. На маленькой, уютной улице Абесадзе, между салоном тайского массажа и магазином секонд-хенда. Кстати, названия улицы менялись вместе с историческими эпохами. До советизации Грузии маленькая улочка звалась Католической — по названию храма, расположенного на ней. После прихода к власти большевиков, ее переименовали в Первомайскую. Ну а после развала союза улице дали имя молодого врача, кардиолога Гии Абесадзе, который в 1991 году поджег себя и таким образом опротестовал вооружённое гражданское противостояние в Тбилиси.

Менялся с эпохальными срезами времени и адрес фотоателье. Братья Мнджояны Аршак и Андрей приехали в Тифлис из Армении в 1912-м. Фотоателье, которое Аршак открыл на улице Эриванской (ныне Пушкинской) очень быстро завоевало популярность среди горожан. Но, в 1921-м советская власть Аршака арестовывает, обвинив в спекуляции. По соседству с ателье Аршак держал еще и магазин. Именно эта деталь и послужила поводом для его ареста. Аршак безуспешно пытался доказать собственную  невиновность. В итоге, его выслали из Грузии. Через три года фотограф вернулся из Краснодара, где проживал все это время и взялся за старое — любимую фотографию. Правда, ателье пришлось открывать уже в другом месте, старое вместе с магазином у него конфисковали. Новое ателье Аршак открыл на улице Леселидзе (сегодня Котэ Абхази), а  позже переместился чуть пониже, на улицу Первомайскую. Между тем, дело процветало и у брата Аршака Андрея. Салон для детских фотографий размещался в знаменитом доходном доме Мелик — Азарянца. 

Сергей Параджанов в фотоателье Мнджояна
photo: courtesy of Archive of the Mnjoyan family
Сергей Параджанов в фотоателье Мнджояна

Время текло своим чередом, и на смену старому приходило новое поколение фотографов из этой семьи. В салоне на Первомайской улице уже устанавливал свет и щелкал затвором сын Аршака Георгий, а спустя годы на подмогу деду и сыну пришёл внук. Правда, нечего не предвещало того, что сын Георгия, названный в честь деда его именем, выберет семейную профессию. Арик, повзрослев, уехал учиться в Ленинград. Начал работать, дослужился до должности старшего инженера-технолога крупного станкостроительного объединения, а потом все бросил и вернулся в родной Тбилиси. И как пришёл в 1978 году в семейное ателье, так и проработал в нем до конца дней. Арик ушел из жизни  в 2014. Теперь в знаменитом тифлисском ателье работает его дочь – Вика. 

Фотоателье Мнджоян
архив семьи Мнджоян
Фотоателье Мнджоян

Тбилисские акценты российского режиссёра

Удивительное дело — менялись правительства, политические строи, системы ценностей, а маленькое ателье на старой улице продолжало жить, словно время обходило его стороной. Вот и сегодня, вроде бы салонные фотографии более не в ходу, а в ателье, нет-нет, да зайдёт редкий посетитель. Кто-то снять фотографию на паспорт. Другой — отреставрировать старый снимок, третий — просто потому, что живёт недалеко, и ему нужно переброситься парой слов.

Это в традициях ателье – собираться в крошечной комнате, где со стен на тебя глядят тифлисские персонажи, и "говорить за жизнь". Спустя какое то время после разговора с Викой, я вроде бы начинаю потихоньку разгадывать секрет долголетия этого семейного дела. Помимо любви к профессии, тут умеют расположить своей искренностью, правдивостью и какой-то особой чуткостью к случайному посетителю. И заглянувшему сюда впервые начинает казаться, что он попал в знакомую и родную для себя с детства атмосферу. И все те люди, фотографии которых хранятся в архиве ателье, начиная от известных грузинских политиков, журналистов, писателей, артистов и заканчивая Анатолием Кашпировским, приходили сюда не просто за фотографией. В это ателье приходят, скорее всего, за тбилисским духом, который здесь царит. Неспроста же для съёмок некоторых из эпизодов фильма "Любовь с акцентом"  режиссёр  картины Резо Гигинеишвили выбрал именно это ателье.

Олег Басилашвили в фотоателье Мнджояна
архив семьи Мнджоян
Олег Басилашвили в фотоателье Мнджояна

"В октябре 2012 года к нам зашла женщина, грузинка, и с ней заходят Резо Гигинеишвили с женой Надеждой Михалковой, — вспоминает Вика. — Им нужны были фотографии на визы, на тот момент у них уже шли сьёмки фильма "Любовь с акцентом" на территории Грузии. Пока я обрабатывала их фотографии, мы с папой обратили внимание на то, что они с интересом присматриваются к интерьеру нашего ателье, обсуждают что-то между собой. Оказалось, они подыскивали место для сьёмок каких то эпизодов. Оказывается, эта женщина повела их сначала в фотоателье рядом с филармонией (фотоателье родственников – место, где сегодня работают потомки второго брата Андрея), видимо там их не все удовлетворило, и она привела их к нам. Они поинтересовались у отца, можно ли арендовать фотоателье на 1 день для проведения сьёмок, и отец согласился. В назначенный день они приехали в 10 утра, привезли оборудование, к полудню уже перекрыли улицы, помимо членов съёмочной группы, собралось очень много зевак. Настроили свет, звук, только к четырем часам начались сьёмки. Сначала снимали сцену Олега Басилашвили с Александром Адабашьяном. Затем приехала Инна Чурикова (охрана даже не разрешила сфотографировать ее, хотя я сказала, что мы хозяева ателье). На сьёмках присутствовал и сценарист Давид Турашвили. Было так забавно наблюдать за папой, который важно сидел среди всех этих шнуров, ящиков и т.д. как главный режиссёр. Мы просидели весь день на улице, к ателье было не протиснуться. Я и вообразить не могла, что за одним фильмом стоит труд стольких людей! Когда вышел фильм "Любовь с акцентом", эпизод с нашим ателье в него не вошел. Но осенью 2015 вышла вторая часть "Любви с акцентом" — "Без границ". И как же приятно было узнать в нем стены родного ателье". 

Девушка рассматривает на компьютере кадры из фильма с участием Басилашвили
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Девушка рассматривает на компьютере кадры из фильма с участием Басилашвили

Рентгеновский аппарат фотографа

Вика и не собиралась работать с фотографией. Окончила Технический университет по специальности программист, пришла в ателье и начала помогать отцу. Она и не думала посвящать себя этому делу. Фотографией уже занимался ее брат – Георгий, работал в магазине "Кодак". Поэтому это не тот случай, когда семейное дело не оставляет  другого выбора. Продолжатель в династии, как говорится, уже был. Но постепенно фотография ее затянула. И вот уже 11-й год она занимается тем, что приходит утром, открывает ателье и ждёт очередного посетителя. Ждёт с тем, чтобы с улыбкой встретить, расположить и постараться, чтобы любой, переступивший порог, ушёл отсюда в хорошем расположении духа. У этой профессии много преимуществ, считает Вика, но самым главным из них, наверное, является то, что она дарит бесценный  опыт общения с людьми. Ну, и, как правило, фотографы – хорошие физиономисты. 

Аршак Мнджоян
архив семьи Мнджоян
Аршак Мнджоян

"Папа всегда говорил – по тому, как клиент переступил вот эти несколько ступенек, когда спустился в ателье, я уже знаю, какой человек зашёл. Это — мой "рентгеновский аппарат". Человек только преодолел их, а я уже его характер вижу, знаю, как с ним разговаривать. Фотографы, как правило, отличные физиономисты. И мне это очень сильно помогает в повседневной жизни, далеко за пределами работы", — говорит Вика. 

"Отец  жутко переживал, что искусство фотографии уступает техническому прогрессу, — рассказывает Вика.  – Раньше процесс воспринимался как некое таинство. На фотографирование, проявление и печатание уходили не минуты и даже не часы, а дни. Теперь, собственное изображение получаешь уже через несколько секунд. Ну и потрогать сегодняшние фотографии уже невозможно. Как говорит Вика, даже в семье Мнджоянов  фотографии уже не печатаются на бумаге.

Виктория Мнджоян
архив семьи Мнджоян
Виктория Мнджоян

При этом, Вика признается, что у неё никогда не возникало желания взять фотоаппарат и побродить по городу, потому что не имеет такого видения. Да и фотографироваться не любит, потому что уверена, что не фотогенична, а с этим рождаются. Так же, как с умением позировать перед камерой. Ей больше по нутру реставрация старинных снимков. Вот этому занятию она может себя отдавать часами, корпя над снимком и скрупулёзно восстанавливая каждую едва заметную деталь, бережно прикасаясь к истории…

Темы:
Прогулки по Тифлису (136)


Главные темы

Орбита Sputnik