Обычный, вобщем-то, двухэтажный особняк на левом берегу Куры. Ажурные балконы, монограмма с именем владельца на фасаде, арка парадного. Одним словом, все как полагается.
Таких строений в конце девятнадцатого столетия в Тифлисе было немало. Вся улица (сегодня она носит название Санкт-Петербургской), застроена красивыми домами, которые легко вписались бы в дворцовый интерьер и самой северной столицы России.
Но есть одна деталь, которая выделяет дом номер 13 среди остальных красавцев – это мемориальная доска. На ней на трех языках – грузинском, армянском и английском – выбито имя человека, лента жизни которого началась именно здесь. Рубен Мамулян, легенда мирового театра и кино.
Он родился 8 октября 1897 года. Отец Рубена, известный банкир, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Но он сам мечтал совсем о другом. Поступил на юридический факультет Московского университета. Но юристом так и не стал. В Москве Рубен поступил в театральную студию великого Евгения Вахтангова и навсегда заболел театром.
После большевистского переворота Мамулян вернулся в Тифлис. Но и в Грузии спокойная жизнь продолжалась недолго. В итоге Рубен оказался в Лондоне, где жила его родная сестра, вышедшая замуж за английского офицера.
Именно в столице Англии и состоялось рождение Мамуляна-режиссера. Это случилось 6 ноября 1922 года. Несмотря на то, что рецензии в большинстве своем были разгромными, театр захватил Мамуляна. Ну а какой режиссер не мечтает о Бродвее?
В 1927 году звезда Рубена взошла и в Нью-Йорке – он был первым, кто поставил на сцене ставший впоследствии знаменитым спектакль "Порги и Бес" по роману Хейворда. Спектакль выдержал 367 представлений.
В те годы в Нью-Йорке находился офис компании Paramount Pictures. Рубен мечтал о кино, а кинокомпания мечтала о хороших режиссерах, которые сумеют "разговорить" актеров немого кино. Это был союз, словно благословленный свыше.
Самая знаменитая лента Рубена Мамуляна вышла на экраны в 1933 году. Вся Америка, а затем и Европа, смотрела фильм "Песнь песней" с Марлен Дитрих в главной роли. Картина режиссера из Тифлиса пользовалась большим успехом. Именно в этой ленте Марлен Дитрих исполнила свою знаменитую песню "Джонни".
Почти одновременно с завершением съемок этого фильма Мамулян закончил работу над картиной "Королева Кристина", главную роль в которой сыграла Грета Гарбо. Голливудские сплетники поговаривали, что между режиссером и молодой актрисой во время съемок сложились более, чем дружеские отношения. Журналисты даже называли Мамуляна "Мистером Гарбо".
Рубен Мамулян был признанным мастером в Голливуде. Именно он начинал съемки фильма "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли. Сенсацией того времени стал гонорар, который актриса получила за свою работу – миллион долларов! Правда, в итоге отношения с продюсерами не сложились, и картину заканчивал другой режиссер.
В Голливуде имя Мамуляна не забыто и сегодня, и тому немало причин. Уроженец Тифлиса был настоящим пионером: Мамулян стал первым человеком в истории кино, кто использовал закадровый голос как выражение внутреннего монолога главного героя. Он же первым перенес съемочный процесс из павильона на улицы города.
В восьмидесятых годах его имя попало в бродвейский зал славы.
Завершив карьеру режиссера, Мамулян не перестал удивлять – он написал книгу для детей, главной героиней которой была… кошка. Потом выяснится, что эти животные были единственным утешением для удивительного человека.
А личная жизнь, увы, не сложилась. Супруга Рубена страдала алкоголизмом, детей у пары не было. Даже прислугу из-за неуживчивого характера и болезни жены нанять было невозможно. В итоге знаменитого когда-то режиссера окружали лишь десятки кошек. Когда находиться дома становилось совсем в тягость, Мамулян отправлялся в путешествия.
Он даже сумел побывать в Грузии. Как почетного гостя его пригласили на один из кинофестивалей, проводимых в Советском Союзе. Когда Рубен оказался в родном Тбилиси, то в первый же день отправился в дворик своего детства. Каково было его изумление, когда с балкона его окликнул какой-то старик: "Рубен, это ты?" Так состоялась встреча бывших одноклассников.
Эта история так нравилась Сергею Довлатову, что он использовал ее в одном из своих рассказов.
Судьба Рубена Мамуляна — сюжет для кино или столь любимого им мюзикла. Над декорациями первого акта (а событий хватит на несколько, режиссер прожил девяносто лет) раздумывать не надо, они сохранились по сей день – парадная галерея особняков на широкой улице, засаженной платанами; патронташ балконов – и деревянных, и современных, стальных — в соседском дворе, перекресту которых позавидовал бы любой авангардист. И, конечно, главный фон – Тифлис, ставший Тбилиси.