Покупать или не покупать: Черная пятница и День отказа от покупок

© Sputnik / Alexander ImedashviliВид на площадь с магазинами в одном из тбилисских торговых центров
Вид на площадь с магазинами в одном из тбилисских торговых центров - Sputnik Грузия
Подписаться
Парадокс или ирония жизни, но сегодня мир отмечает сразу два антагонистических праздника: пресловутую Черную пятницу и внимание – Всемирный день отказа от покупок.

С первым все ясно – невероятные скидки, мурашки по коже от покупок и подарков, а также необъяснимые эмоции шопоголиков на грани. Но что же такое второе? Неужели, действительно, кто-то отказывается от покупок? Кто эти люди и, главное, зачем они это делают?

Ради мира на земле ничего не покупай!

Каждый год в конце ноября мир идет на невозможное и на 24 часа отказывается от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление — это крайне опасная общественная тенденция.

Магазин Zara - Sputnik Грузия
Шоппинг – советы и интересные факты

Впервые День без покупок или Buy Nothing Day отметили в Канаде в сентябре 1992 года. С 1997 года он перебрался в Северную Америку, где его стали отмечать в первую пятницу после американского Дня благодарения, а в Европе на следующий день — в субботу, то есть в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру.

Только задумайтесь: в этот день множество магазинов во всем мире получают от 20 до 50%, а то и больше своей годовой выручки. А в катастрофически ужасных массовых давках в самых крупных торговых центрах планеты ежегодно травмируются и порой даже гибнут люди. А объяснение современного мира всему этому безобразию таково: "Ну что поделать, это же Черная пятница!".

© Sputnik / Alexander ImedashviliПокупатели в одном из торговых центров грузинской столицы
Покупатели в одном из торговых центров грузинской столицы - Sputnik Грузия
Покупатели в одном из торговых центров грузинской столицы

Поэтому чтобы не погрязнуть в море этого абсурда и не превратиться в раба покупок именно в этот день общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим приобретениям и протестуют против общества потребления.

Манекены в витрине магазина - Sputnik Грузия
Ученые вывели формулу идеального шопинга в супермаркете

Инициатива создания этого праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году и принадлежит канадскому журналисту эстонского происхождения Калле Ласну (Kalle Lasn). Согласно его идее, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления. Именно этот человек первый в мире решил остановить толпу этих безумных "зомби" в супермаркетах, которые готовы за новый телевизор или магнитолу затоптать до смерти своего соседа.

А условия участия в этой акции довольно просты — в течение 24 часов вы должны отказаться от любых приобретений. Ни больше ни меньше.

Это акция-протест против сверхпотребления, особенно в развитых странах, которое во многом искусственно навязывается рекламой, а также против неравного распределения материальных благ в мире. Обычно в этот день в городах проводятся театрализованные перформансы и шествия, по ТВ транслируются антирекламные ролики, пресса публикует антирекламные объявления и призывы.

© Sputnik / Alexander ImedashviliОдин из обувных магазинов в торговом центре в грузинской столице
Один из обувных магазинов в торговом центре в грузинской столице - Sputnik Грузия
Один из обувных магазинов в торговом центре в грузинской столице

В 2001 году при поддержке сети Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы), объединяющей художников, писателей, преподавателей, студентов и предпринимателей, эта акция приобрела всемирный масштаб. День отказа от покупок помимо Мексики, Канады и США прошел еще в 55-ти странах мира. В настоящее время к проведению подобных акций присоединилось еще десять государств. Но Грузии среди них, увы, пока нет.

Кроме этого, чтобы привлечь внимание общественности и растормошить зомбированного потребителя, самые креативные активисты по всему миру проводят акции под девизом "Ради мира на земле ничего не покупай!". По большей части это мирные демонстрации в торговых центрах, к примеру, сообщающих о том, что средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии.

Объявление о Black Friday (Черная пятница) на экранах в одном из магазинов Колорадо - Sputnik Грузия
Черная пятница 2016: скидки и распродажи в США, РФ и других странах

Спрашивается: зачем?

И речь даже не о том, в деньгах счастье или нет. Ведь сколько бы человек благ не нажил себе в этой жизни, на тот свет он не заберет ровным счетом ничего. Так стоит ли единственную жизнь тратить на погоню за вещами? Может лучше позаботиться о богатом разнообразии эмоций и переживаний в жизни, а никак не материальных ценностей?

Это не секрет, что мир и цивилизация давно погрязли в потребительстве и шопингомании. Поэтому День отказа от покупок призван заставить людей остановится хотя бы на сутки и немного умерить свой покупательский пыл, который ведет всего лишь к опустошению кошелька и временному утолению жажда наживы.

А временному, потому что после Черной пятницы люди не останавливаются. Удовлетворение одной потребности, как правило, приводит к возникновению другой, и так продолжается постоянно. Люди продолжают тратить деньги на ненужные вещи, дорогостоящие бренды, тем самым обогащать счета тех, кто за всем этим стоит, и обеднять свою жизнь, превращая ее в подобие "праздника за деньги".

© Sputnik / Alexander ImedashviliПокупатели в одном из торговых центров грузинской столицы
Покупатели в одном из торговых центров грузинской столицы - Sputnik Грузия
Покупатели в одном из торговых центров грузинской столицы

Неужели мы не способны на что-то большее, чем транжирство?

Ведь, если разобраться, то зачем мы покупаем ненужные вещи и тратим огромные деньги? Из-за стремления подражать кумиру, следовать общей моде, не отставать от современных, модных и продвинутых людей, которые бездумно и бессовестно окружают себя богатством? А попросту, чтобы чем-то заполнить свою жизнь.

Женщина с покупками в руках - Sputnik Грузия
Шопоголики – кто они и как их понять

А может стоит быть более адекватным и здравомыслящим и тратить деньги не на дорогостоящую технику, а на путешествия, яркие и положительные эмоции, на веселое времяпрепровождение со своими близкими и друзьями, на новый опыт, образование, возможности, которые смогут обогатить ваш внутренний мир, а не полки тупого обывателя.

А, если брать выше, то День отказа от покупок может серьезно и положительно повлиять на экологию и природное равновесие Земли – чем меньше люди покупают, тем меньше производится товаров, там меньше расходуется природных ресурсов, энергии, не так сильно страдает биосфера нашей планеты.

Если мы вас не убедили, вы, разумеется, можете срываться вечером с работы и скупать все витрины со спокойной душой – вы сделали, что диктует вам телевизор.

А, если нет – то выступайте против системы, улучшайте мир хотя бы своим примером, примером одного дня, когда вы скажете нет покупкам, которые не сделают вас счастливее. Каждый делает выбор сам.

Лента новостей
0