Добрейшего вам утра!
Сегодня наш тбилисский балкончик с глубоким почтением принимает нынешнюю гостью – замечательную, самобытную и неповторимую. Женщину, в уютной московской квартире которой стояли рояль, проигранный в карты Исааку Дунаевскому Дмитрием Шостаковичем, и подарок Лидии Руслановой — тахта из красного дерева. В маленькой записной книжке, на первой странице большими буквами – как скорая помощь – был записан номер телефона ближайшего друга, великолепного Аркадия Райкина. А в шкафу подозрительно висело одно из первых платьев, созданных не известным в то время, начинающим модельером Славой Зайцевым.
Конечно же, это легендарная певица, Народная артистка Советского Союза, Лауреат Ленинской премии Клавдия Шульженко, которая родилась в этот день, 24 марта 1906 года в городе Санкт-Петербурге.
Рассказывают, что Клавдия Шульженко, которая в годы Отечественной войны выступала с концертами на передней линии фронта и во время Ленинградской блокады давала несколько концертов в день, подбадривая своих сограждан, всегда, до последнего дня жизни, носила с собой маникюрный французский несессер.
Также известна история о том, что, когда министр культуры Советского Союза Екатерина Фурцева заставила Клавдию час дожидаться ее в приемной и только потом пригласила к себе, певица завила ей: "Мадам, вы плохо воспитаны" и демонстративно покинула ее апартаменты.
Пройдут годы, и на ее просьбу предоставить новую квартиру Фурцева резко ответила: "Скромнее надо быть. Таких, как вы, у нас много". Вот, в этом как раз привлекательная, талантливая и своеобразная Фурцева была не права…
Клавдия Шульженко была единственной. Хотя бы потому, что только она носила этот "синий платочек", который в то время стал символом любви, верности и надежды.
Шульженко очень любила эффектные паузы во время пения, она с удовольствием использовала на эстраде реквизит, любила прикреплять к платьям красивые и разноцветные цветы. Считала, что песня – это маленький спектакль, очень гордилась этим своим "секретом" и, как режиссер, создавала собственную драматургию.
О личной жизни Шульженко ходили легенды. Ее первым мужем был Иван Григорьев, за которого она вышла в 17-летнем возрасте. Однажды, когда они отправлялись на гастроли, Клавдия познакомилась с необыкновенно привлекательным музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли, который влюбился в нее с первого взгляда.
Брак Клавдии и Коралли сначала был очень счастливым. А потом муж стал изменять ей, а Шульженко в это время обратила внимание на молодого композитора Илью Жака, который создал для нее знаменитый романс "Руки"… Сегодня этот романс входит в репертуар популярных исполнителей, и его всегда посвящают памяти Клавдии Шульженко.
В конце жизни Клавдия заявила, что Жак был ее самой большой любовью. А у их романа будущего не было. Илья Жак не мог развестись с женой, а Коралли никому не уступил бы свою Клавдию.
Впрочем, Коралли и Клавдия все же расстались в год 25-летия своей свадьбы. А в жизнь Клавдии вторглась та "неповторимая и последняя любовь", которая ни на что не похожа…
Кинооператор Георгий Епифанов был младше нее на 11 лет. Он писал Клавдии маленькие письма и подписывал: "Г.Е.".
Они прожили вместе восемь лет. А под конец Клавдии показалось (или не показалось), что ее молодой муж проявлял чрезмерное внимание к другим женщинам. Кто-то мог бы с этим смириться, но Шульженко всегда и во всем была максималисткой. Ее любимое выражение: "Драма жизни пишется без черновиков, играется набело, без прогонов и репетиций".
В конце она осталась одна, на фоне розовых занавесок и в компании с маленьким розоватым котенком с нахлобученной на голову шапкой. Она очень любила этот цвет… цвет роз…
Вообще, была замечательной женщиной – гордой, прямой, бескомпромиссной и в то же время удивительно женственной…
Желаю красивого, счастливого и искреннего, как Клавдия Шульженко, дня!