Добрейшего вам утра!
Сегодня я и наш балкончик немного растеряны. Конкретно мы не смогли подобрать ни эпоху, ни место, ни реквизит, ни какую-то одну тему. Не знаем даже, останемся ли на балкончике, который обрамлен "Одессой", и куда уже прокралась весна, или переместимся, к примеру, на далекую планету Солярис…
Вы, конечно же, догадались, что сегодня наш гость – один из величайших режиссеров и сценаристов 20-го века Андрей Тарковский, которого известный британский режиссер и кинопродюсер Дэнни Бойл назвал "богом кинематографии", и который сам говорил: "Если в конце показа моего фильма в кинозале останется всего восемь человек, это значит, что я работаю для этих восьми человек…". Андрей Тарковский родился именно в этот день, 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области.
Фильмы Тарковского поистине удивительные, и, на мой взгляд, прежде всего, из-за того, что они очень национальные и в то же время – общечеловеческие. Я не устану повторять: когда в человеке присутствует избыточная (в хорошем смысле) любовь к своей земле и культуре, это настолько близко для носителей другого языка и культуры, что его чувства все до конца принимают и разделяют.
Второе, из-за чего я особо люблю работы этого великого творца, это пронизанность каждой из них философскими темами, которые признаешь и с которыми соглашаешься, но всегда остается место и время для импровизации своим сердцем и разумом. К любому его намеку, которые уже давно объяснены корифеями от кинематографии, добавляешь собственные переживания и сам становишься соавтором и соучастником этих фильмов, потому что находишь только тебе понятные детали и символы…
Кроме того, фильмы Тарковского не статичны. Присутствовать на одном и том же спектакле в театре – нормально, поскольку даже один и тот же актер одну и ту же роль исполняет по-разному. Вот, и фильмы Тарковского можно смотреть много раз – они, словно в разном возрасте прочитанные книги, меняются вместе с тобой.
И за всем стоит творец этих процессов, замечательный волшебник и маг, которого зовут Андрей Тарковский.
Нет ни одного фильма Андрея Тарковского, по поводу которого нельзя было бы говорить часами. Вернее, о тех переживаниях и чувствах, которые они в тебе вызывают. У каждого – свой Тарковский и, предположительно, его особенный фильм.
Лично для меня это, прежде всего, "Андрей Рублев". Сценарий для фильма Тарковский написал вместе с режиссером Андроном Кончаловским, и его публикация в журнале "История кино" вызвала фурор в мире творчества. Именно этой публикации мы обязаны тем, что на пробы к Тарковскому пришел его главный артист и талисман, актер Свердловского театра, замечательный Анатолий Солоницын. Он даже не знал, возьмет ли режиссер его на роль, но, прочитав сценарий, не задумываясь, оставил театр и переехал в Москву.
Начав работать с Тарковским, Солоницын, практически, начал жизнь с чистого листа. О самом фильме говорить сложно, да и права у меня никакого нет оценивать его с точки зрения профессионала, но кадры из "Андрея Рублева" по сей день у меня перед глазами. Почти слово в слово помню спор Рублева и Феофана Грека. И слова последнего: "Если бы Иисус снова на землю пришел, Его бы снова распяли!".
Сам Тарковский говорил, что этот фильм (вошедший в десятку лучших фильмов мира 20-го века) служит всего двум идеям. Первая – то, что, если бы человеческая жизнь была гармоничной и совершенной, то искусство было бы не нужно. Вторая – что невозможно собственный опыт передать или навязать другому. К тому же, у каждого человека – свой опыт, и, обретя его до конца, он обычно преображается.
У Андрея Тарковского были замечательные родители. Мать — Мария Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых. Она, так же как отец Андрея, известный поэт и переводчик Арсений Тарковский, окончила Московский литературный институт. Наличие хороших родителей, само по себе, — предпосылка и стимул в жизни каждого человека, и Андрей Тарковский в своих выступлениях и во всем своем творчестве подчеркивал особенное отношение к родителям. Рассказывая о матери, он говорил, что "жить было бесконечно сложно, но все, чего я достиг в жизни – заслуга моей матери". А об отце говорил, что тот был великим русским поэтом, потому что ни одно стихотворение не написал ради денег или звания.
Предлагаю замечательное стихотворение Арсения Тарковского.
В жизни Андрея Тарковского было несколько больших любовей. Его первая жена — Ирма Рауш, с которой он познакомился, еще в годы учебы в Институте кинематографии. По словам Андрея, Ирма всегда и в любой ситуации была рядом с ним. К сожалению, они расстались.
А второй женой Андрея стала Лариса Кизилова, с которой режиссер познакомился на съемках "Андрея Рублева" и из-за которой бросил жену. У них были удивительные и странные отношения. Лариса к нему всю жизнь обращалась на "вы" и до последнего дня была в него влюблена. Когда Андрей скончался, очень скоро не стало и Ларисы.
Одно ясно: у Андрея Тарковского всегда было особое отношение к слабому полу.
Самой большой трагедией жизни Андрея Тарковского была его эмиграция. Это четко видно в фильмах, которые он снимал после отъезда за границу. Он скончался 9 апреля 1986 года в городе Париже. Ему было всего 54 года…
Несбывшейся осталась одна его большая мечта – он хотел поставить фильм "Гамлет", в котором роль датского принца сыграл бы его любимый актер Анатолий Солоницын.
Прошу прощения за то, что не отвела особое место "Зеркалу" и "Сталкеру", "Ностальгии" и "Иванову детству" Тарковского. Уже не хватило эмоций. Главное, что напомнила о них…
Желаю счастливого, успешного и возвышенного, как фильмы Андрея Тарковского, дня!