Добрейшего вам утра!
Когда я сегодня вышла на наш балкончик и огляделась, за устаревшими перилами расстилался такой вид, что у меня аж сердце остановилось. Справа, на замечательной оранжевой и подернутой солнечным загаром крыше кокетничала соседская кошка, а наверху, на отвесной скале, красиво "устроившиеся" дома, один лучше другого, будто соревновались в тбилисской уютности.
Я тяжело вздохнула – жаль, что природа не наградила меня талантом нашей сегодняшней гостьи. А не то прямо сейчас схватила бы кисть и не выпустила бы такую красоту за пределы обрамленного рамой четырехугольника.
Тбилиси Елены Ахвледиани. Как же человек должен любить то, что рисует, чтобы у любого другого человека, смотрящего на его работы, возникало единственное желание – запрыгнуть и нырнуть в эти картины.
Как же нужно чувствовать то, что рисуешь, чтобы твои работы сопровождала такая теплая аура и музыка. Не знаю, как вы, а я, смотря на картины Елены Ахвледиани, про себя всегда напеваю только мне известную мелодию.
Сегодня наш тбилисский балкончик особенно гордо и почтительно встречает прославленного в мире грузинского живописца, графика, художника театра и кино, Лауреата Премии имени Руставели, Народного художника Грузии и, просто, благороднейшую, элегантную, утонченную, прямую и удивительно достойную женщину – госпожу Елену (Эличку) Ахвледиани, которая родилась именно в этот день, 5 апреля 1898 года в городе Телави.

В 1910 году семья переехала в Тбилиси и поселилась на Елизаветинской улице. Елена ходила во 2-ую женскую гимназию. Она была очень способной и выделялась среди сверстниц. В 13-летнем возрасте устроила в гимназии концерт, где исполнила оперные арии.
Вообще, в семье все свыклись с мыслью, что Елена будет заниматься музыкой, но сама она выбрала рисование. Предположительно, из-за своего учителя рисования Николая Склифосовского, художественная студия которого была расположена во дворе Ахвледиани, и который заявил родителям Елены: "Не знаю, какой музыкант выйдет из вашей дочери, но то, что из нее выйдет необыкновенный художник, я вам гарантирую".

В это время супруг Елены – Аполлон Какабадзе отправлялся в командировку в Италию, и Елена была вынуждена сменить Париж на Рим. Она объездила всю Италию и, естественно, переносила на холст виды несравненного Рима, Венеции, Флоренции. А через 2 года приехала в Париж и присоединилась к своим грузинским коллегам и друзьям.
Следует отметить, что первая персональная выставка Елены Ахвледиани прошла в Париже, который в тот период считался центром мировой культуры. Разумеется, это был довольно рискованный шаг, но он полностью себя оправдал.

Зато Модильяни она за символическую цену продала свою другую картину. Узнав, что Модильяни не смог купить ее из-за отсутствия средств, она принесла ему домой и оставила, но тщеславный художник вернул подарок обратно. Елена снова послала ему картину. И это продолжалось до тех пор, пока художники не пришли к компромиссу.
Просто, представьте атмосферу Парижа тех времен и двух художников-гигантов – Пикассо и Модильяни — которым запали в душу работы грузинки Елены Ахвледиани. Я, например, просто чуть не умерла от гордости.
Вернувшись на родину, Елена Ахвледиани устраивала персональные выставки в разных городах Грузии и, будучи в Кутаиси, познакомилась с известным грузинским режиссером Котэ Марджанишвили. Художница вспоминала: "Как только Котэ Марджанишвили увидел меня, он подошел и сказал: "Ваши картины доставили мне столько радости, что без всякого разрешения, — тут он обнял меня и расцеловал, — вот так будет лучше". Я, даже не успев как следует разглядеть его, невольно сделала то же, что он: обняла его и горячо поцеловала. — "Видите, мы уже друзья. Я не буду вас величать Еленой Давидовной, а просто – Эличка".
К тому же, пригласил ее работать в театр. С того дня Елена стала Эличкой.

Для грузинских представителей искусства дом Элички Ахвледиани был, фактически, вторым домом.
Предлагаю уникальные кадры, где даже Ладо Гудиашвили затанцевал:
Елена Ахвледиани еще в 60-е годы прошлого века с грустью говорила, что Тбилиси утрачивает прежний колорит и лоск. Она настолько старательно и с душой переносила на холст виды старого Тбилиси, что впоследствии главный архитектор столицы Грузии, замечательный человек Шота Кавлашвили при реставрации различных районов старого города пользовался именно ее зарисовками.
28 декабря 1975 года Елена Ахвледиани выступала с речью на открытии одной из выставок и плохо себя почувствовала. Ее последними словами было: "Как стыдно, у всех на…". Такой она была гордой и утонченной…
30 декабря 1975 года она скончалась. Но оставила нам огромное богатство, свет и любовь… имя которым – Эличка Ахвледиани.
Желаю успешного, счастливого и искреннего, как картины Элички Ахвледиани, дня!