Добрейшего вам утра!
Тем, кто с утра пожаловал на наш балкончик, хочу задать вопрос: чем же все-таки известна и особенна весна? Если, конечно, не считать того, что взрываются миндальные, персиковые и вишневые деревья, а гранатовые вот-вот последуют их примеру? Еще того, что мы с сожалением замечаем, что за зиму прибавили пару-тройку килограммов, срочно садимся на диету и снимаем с себя теплые одежды, словно капустные листья с кочана? Конечно же, тем, что наши сердца начинают биться более учащенно, потому что в воздухе парит едва заметный, но страшно пьянящий аромат любви. А от разговоров о любви в сердце слышится музыка, примерно вот, такая…
Поистине, бессмертная мелодия из кинофильма Клода Лелуш "Мужчина и женщина". А ее автор – известный французский композитор и исполнитель, лауреат премии "Оскара" Фрэнсис Лей сегодня гостит на нашем тбилисском балкончике, потому что ныне – его день рождения. Он родился как раз в этот день — 26 апреля 1932 года в Ницце.
Мелодию для фильма "Мужчина и женщина" Фрэнсис создал на т.н. "горизонтальном аккордеоне", который, к слову, был первым цифровым аккордеоном.
Как ни удивительно, но свой "Оскар" Фрэнсис Лей получил не за эту мелодию. Награда ему досталась за музыку, звучащую в фильме Артура Хиллера "История любви", над которым лично я много плакала… Вы, наверное, помните, любовную трагедию Оливера и Дженнифер. А в том, что вы помните эту музыку, я и не сомневаюсь…
Вы, наверное, также помните замечательный фильм Теренса Янга "Майерлинг", с Катрин Денев и Омаром Шарифом в главных ролях. В нем также участвует неповторимая Ева Гарднер. Музыка из этого фильма тоже принадлежит Фрэнсису Лею, и без нее, на мой взгляд, фильм не имел бы такого успеха.
Сам Фрэнсис вспоминает, что уже в детстве у него был очень разносторонний музыкальный вкус. Из уважения к желанию родителей, он пристрастился к классической музыке (особенно любил оперы Пуччини и Верди), но в то же время слушал музыку французского варьете и с ума сходил по джазу. А особое удовольствие ему доставляли звуки бразильской музыки. Словом, как говорил сам Фрэнсис, у него "в сердце была некая копилка, где он собирал и смешивал ту музыку, которая усиливала его сердцебиение и порождала в нем особенные эмоции". Именно поэтому он признает все музыкальные стили, что очень помогает ему создавать музыку к фильмам. Иногда в одном и том же фильме звучат мелодия, созданная им на тему фольклора индейцев, и звуки, разрешенные в традициях классического балета. И все потому, что в фильме зачастую развиваются различные события, и каждому эпизоду нужна своя музыкальная тема…
Тут же хочу отметить, что романтичный Фрэнсис Лей является и автором музыки к известному эротическому фильму "Эммануэль 2", а последнюю песню, которая сопровождает титры, исполняет сама "Эммануэль" — Сильвия Кристель. Между прочим, этот фильм сначала запретили, но через некоторое время он, тем не менее, вышел на французские экраны, потому что президент Франции Валери Жискар д"Эстен был очарован исполнительницей главной роли…
Фрэнсис Лей сотрудничал с такими известными исполнителями, как Мирей Матье, Том Джонс, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, но больше всех ему запала в душу Эдит Пиаф, которую он считает неповторимой и величайшей певицей. В одном из кафе Монмартра она некогда попросила совсем молодого и еще не известного Фрэнсиса написать для нее песни и аккомпанировать ей на аккордеоне.
Этот шедевр Фрэнсиса Лея — L'homme De Berlin — был последней песней Эдит Пиаф.
А в репертуаре Мирей Матье песня Фрэнсиса Лея "С' est ton nom" была первой, лично для нее написанной, поскольку раньше она исполняла только репертуар Эдит Пиаф.
Фрэнсис Лей, невзирая на солидный возраст, занимается спортом – теннисом и лыжами, часто присутствует на премьерах спектаклей,. Однако единственной его страстью остается музыка, жить без которой он, просто, не может. В одном из последних интервью Фрэнсис заявил: "Не представляю, что бы я делал без музыки… Музыка – часть той силы, которая сконцентрирована в человеке. Музыка – это счастье… Когда ты несчастен, подходишь к роялю и переходишь в совершенно иной мир, которым никто не сможет завладеть, если не причастен к музыке"…
Сегодня он по-прежнему активно работает и создает музыку для нового фильма Клода Лилуш "У каждого своя жизнь". Пожелаем маэстро здоровья и новых творческих успехов.
А напоследок послушаем дуэт неповторимой Мирей Матье и очень по-французски симпатичного Фрэнсиса Лея.
Желаю счастливого, успешного и утонченного, как музыка Фрэнсиса Лея, дня!