С добрым утром!
За сегодняшним утренним кофе мне почему-то пришли на ум слова выдающегося современного ученого-филолога и культуролога Умберто Эко.
Поясню. Как-то решив продемонстрировать солидарность с супругой, я стал продираться сквозь научные дебри его трактата "Отсутствующая структура". И случайно с облегчением наткнулся на хоть и витиеватую, но понятную мне формулу: "Порядок и беспорядок понятия относительные, порядок выглядит порядком на фоне беспорядка, и наоборот…".
103 года назад мало кому известный инженер Джеймс Хог установил в Кливленде на пересечении 105-й улицы и Эвклид-авеню, как считается, первый в мире светофор. Хог мог не устанавливать его вовсе. Или, напротив, смонтировать еще с десяток устройств, но лишь быть обвиненным в хулиганстве и насаждении хаоса. Если б не всеобщая договоренность, не консенсус между водителями, пешеходами, полицией, журналистами, влиятельными отцами города о том, что зеленый цвет имеет преимущество над красным.
Возможно в каком-то смысле ему даже повезло. Случись все, как через шесть лет, в многолюдном Детройте или Нью-Йорке, где за новшество цепко ухватились, возможно, началась бы война кошельков и амбиций. Каждый проталкивал бы свой вариант, не стесняясь в средствах и разрушая сложившийся консенсус.
Между тем, светофор – это знак. Как слово, как жест. И будучи элементом знаковой системы, он обретает смысл только при условии, что все одинаково его толкуют. Представьте замешательство грузина, впервые попавшего в Болгарию, где, соглашаясь, принято не кивать головой, а водить ею из стороны в сторону?!. Толкование знаков связано с традициями, особенностями менталитета, миллионами нюансов, которые зачастую и не объяснишь.
Причем, в случае со светофором расписание надо в точности соблюдать.
Пожалуй, трудно вот так слету назвать другое изобретение, которое при всем случайном характере (что бы там ни говорили задним числом психологи и биологи) выбора цветов, столь гладко, без принципиальных корректив, споров и расхождений разошлось по планете. Вездесущим журналистом удалось выявить лишь один факт, да и то частичного, несогласия. Составляющие основную часть населения американского города Сиракьюз выходцы из Ирландии потребовали поменять расположение сигналов, чтобы зеленый цвет ирландского флага оказался над красным – английским…
Даже в Советском Союзе, где было принято в пику всем заново изобретать велосипед, первый светофор, можно сказать, не отличался от американского. Не исключено, ему и здесь сопутствовало везение. Как говорится, не придали должного значения, руки не дотянулись. Во всяком случае, общепринятая субординация явно была нарушена – сначала светофор установили в Ленинграде и лишь затем в Москве. А следующим и вовсе стал Ростов-на-Дону…
В Тбилиси первый светофор появился в 1932 году на пересечении проспекта Руставели с улицей Александра Чавчавадзе, и горожане послушно подчинялись его сигналам. Сегодня в нашей столице больше двух сотен светофоров, включая "заумные", но не могу сказать, чтобы предписанный ими цвет все считали для себя обязательным.
Поначалу я полагал, что в этом сказывается независимая грузинская ментальность. Но убедился, что это не совсем так.
Однако деваться все равно некуда. Технический прогресс – это не только комфорт. Это еще и дисциплина и организованность! Нам самим же будет проще жить, соблюдая правила, о которых человечество договорилось между собой десятки лет назад.
Зеленого вам сигнала!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.